Религиозные движения, относимые другими к парахристианским конфессиям, как правило, отрицают свою принадлежность к этим группам, так как считают себя направлением, которое восстановило библейское христианство (например,
свидетели Иеговы
) или же, кроме восстановления, ещё дополнило новыми откровениями от Бога (
мормонизм
,
еговисты-ильинцы
).
В научных исследованиях
термин зачастую не несёт отрицательной окраски и служит для классификации определённых групп, помогая отделить то или иное религиозное движение от основных направлений (католицизма, православия и протестантизма).
Содержание
Исторические движения
И во времена поздней античности (
гностицизм
), и в Средние века (
павликиане
) существовали массовые движения, использовавшие отдельные элементы христианства, однако не признававшие значительной части христианского вероучения и отделявшие себя от собственно христианских общин.
Проблема терминологии
Религиоведение
Термины
«псевдохристианство»
,
«парахристианство»
и производные от них достаточно новы для российского
религиоведения
, и окончательный вариант общего наименования для данных
НРД
ещё не определился:
Религиоведы Михаил Жеребятьев и Всеволод Феррони используют понятие
псевдохристианство
по отношению к новым религиозным движениям, которые ставят своей целью «объединить христианство с мировосприятием, свойственным восточным религиям. При этом и христианство, и восточные религии трактуются с позиций „многознающего“, мудрого и доброго экологически мыслящего современного человека»
. Они выделяют такие существенные признаки псевдохристианских НРД, как
:
наличие харизматического лидера, «живого Бога», призванного нести человечеству новое откровение.
Социологом религии и религиоведом
Д. К. Безнюком
в энциклопедии «Религия» псевдохристианские религиозные организации определены как
«псевдохристианские новые (нетрадиционные) религии»
(наряду с понятиями
религия Нового века
,
альтернативный культ
или
неокульт
,
внеконфессиональное (надконфессиональное) верование
,
новое религиозное движение
(НРД)
и т. п.), то есть как пытающиеся самостоятельно внести какие-то поправки в
исторически сложившееся христианство
либо истолковать его, используя видение
теософов
или восточных религиозных учений
.
Ряд этнологов использует термин
парахристианство
, не отождествляя его с
псевдохристианством
.
Специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам академик
С. С. Аверинцев
использует понятие
парахристианство
применительно к сектанским новообразованиям, сравнивая их с
приходом
в
исторических церквах
Религиозные источники
Православие
В православном справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера»
данные НРД классифицированы как «деструктивные религиозные организации западной ориентации» (однако туда были включены псевдохристианские НРД, возникшие как в России, так и за её пределами).
В определении
Архиерейского Собора
РПЦ
1994 года «
О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме
» некоторые религиозные организации характеризовались как
«псевдохристианские»
или
«лжехристианство и псевдорелигия»
,
Протодиакон
Андрей Кураев
применяет понятие
околохристианство
по отношению к
гностикам
и для обозначения не принадлежащих к христианству общностей первых веков
.
Католицизм
В католических источниках на английском языке для обозначения псевдохристианских религиозных организаций используются термины
«Para-Christian or semi-Christian forms»
;
В базе данных Санкт-Петербургского католического информационно-просветительского Центра «
» (на русском языке) употребляется термин
«современные секты»
. При этом особо подчёркивается, что касательно западных сект «отнесение этих групп к
протестантизму
, пусть даже „вторичному“, не имеет под собой оснований». А также особо оговаривается наименование сект российского происхождения, которые называются
«русские псевдохристианские секты»
.
Протестантизм
Русский
баптистский
проповедник Н. В. Порублёв называет псевдохристианские религиозные движения
«псевдохристианскими культами»
. Такой же термин используется на сайте «Апология Христианства»
.
Американский баптистский проповедник Том Карл Уилер относит к псевдохристианству различные религиозные направления, подразделяемые им на 3 категории
:
Американский исследователь НРД,
кальвинист
Ян Карл ван Баале в своей книге «Хаос культов»
(изданной в 1938 г.) впервые использовал слово
культ
по отношению к новым религиозным движениям в значении «псевдохристианское движение»
Другие источники
Ректор Института теологии и международных отношений имени Маммадибира аль-Рочи, доктор философских наук
Максуд Садиков
использует аналогию с
околохристианскими сектами
, сравнивая традиционную религию (в данном случае
суннизм
и
шиизм
) и религиозные новообразования, отпочковавшиеся от неё (в данном случае
ваххабизм
)
.
Директор аналитического центра ветеранов государственной безопасности «Вымпел», член Союза журналистов России Сергей Кривошеев использует понятие
околохристианские секты
применительно к новым религиозным движениям
экстремистской
направленности
Также понятия
псевдохристианство
и
околохристианство
используются в СМИ.
На состоявшемся 24 февраля 2010 года круглом столе в Управлении юстиции Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан было дано следующее определение понятию
«псевдохристианство»
:
Само название — «псевдохристианство» говорит о том, что так называемые новые религиозные движения христианскими только являются на словах, маскируя за названием своё истинное направление. То есть псевдохристиане — это нетрадиционные религиозные движения, для которых характерна опора на христианские ценности, христианское наследие.
—
В базе данных Центра Интернета Института математики и информационных технологий (ИМИТ)
ОмГУ
понятие
парахристианство
применяется для определения новых религиозных образований, имеющих общие корни с
протестантизмом
, но отличающиеся от него
Группы, относимые к псевдохристианству (парахристианству)
Ряд исследователей
относят к псевдохристианству следующие группы:
Все секты — это маленькие предприятия в едином государстве «христианства», «ислама» и др. Это так называемые парахристианство («около»), параислам.
Гузель Максютова
от 26 марта 2010 на
Wayback Machine
(недоступная ссылка с 11-05-2013 [3940 дней])
(Интервью с Рамилем Гарифуллиным) // Научно-популярная газета «УММА» , 15.08.2006 г. Рамиль Гарифуллин — доцент Казанского гuосударственного университета культуры и искусства, кандидат психологических наук, директор первого в Казани психологического центра, один из основоположников отечественной манипуляционной психологии
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М.:
Рус. яз.
, 2000. — 856 с. — (Б-ка словарей рус. яз.)
ISBN 5-200-02699-7
(
С. 507
)
(англ.)
(
, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson.
/ David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). —
Oxford University Press
, 2001. — P. 18. — 876 p. —
ISBN 0195079639
.
↑
М. А. Жеребятьев, В. В. Феррони
от 23 октября 2011 на
Wayback Machine
// Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. — М., 2005. — С. 240—250. (
от 29 августа 2014 на
Wayback Machine
) Авторы —
Михаил Жеребятьев
- кандидат философских наук, доцент Воронежского филиала Современной гуманитарной академии, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований и
Всеволод Феррони
- кандидат философских наук, ассистент, преподаватель кафедры онтологии и теории познания ФИПСИ
ВГУ
от 24 мая 2009 на
Wayback Machine
//Архив официального сайта Московского Патриархата за 1999 г., 6.12.1999 г.
↑
от 26 мая 2009 на
Wayback Machine
. Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник. № 1. Издание 2-е, переработанное, и дополненное. — Белгород, 1997. — 459 с.
↑
от 17 июля 2012 на
Wayback Machine
Собрание текстов Католической Церкви за 1986—1994 гг. (на английском языке)
↑
Уилер, Том Карл.
от 12 июня 2010 на
Wayback Machine
Elkhart, IN: Russian Gospel Ministries, 1993. — 41.
Зверева А. В.
от 9 июня 2009 на
Wayback Machine
(Материалы секции «Проблемы общественной и духовной жизни: от античности к новому времени») // Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-98» 07.04.1998 г.). М.: МГУ, 1998
Псевдохристианские религиозные организации России: Аналитический вестник / Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации. Аналитическое управление. М., 1997. Вып. 19 (Сер. «Оборона и безопасность-13»).
↑
от 17 февраля 2011 на
Wayback Machine
(недоступная ссылка с 11-05-2013 [3940 дней])
(недоступная ссылка)
//Журнал «Российская Федерация сегодня», № 23, ноябрь 2009 г.
↑
от 22 мая 2014 на
Wayback Machine
Круглый стол «Социально-опасные религиозные объединения и организационно-правовые, морально-психологические меры контроля за их деятельность в Нижнем Новгороде», состоявшийся 22 апреля в зале заседаний Учёного Совета Нижегородской Академии МВД//ВЕСТНИК Городской Думы Нижнего Новгорода № 31 от 30.04.04 А также комментарий А. Н. Лушина — кандидата юридических наук, доцента кафедры юридической психологии и социологии Нижегородской академии МВД России, действительного члена Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры
↑
(недоступная ссылка)
/ Департамент юстиции Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан, 24.02.2010 г.
↑
Тонконогов, Александр Викторович.
: автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.11 / Акад. упр. МВД РФ. — Москва, 2004. — 22 с.
Воронкова, Ольга Владимировна.
от 22 февраля 2015 на
Wayback Machine
: автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.13 / Воронкова Ольга Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2009. — 26 с.
↑
Кривельская Н. В.
, Гиламов А. Т.
1 июля 2015 года.
/ Международный общественный Фонд «Фонд национальной безопасности»
от 24 февраля 2015 на
Wayback Machine
Асель КАСЫМОВА
от 24 февраля 2015 на
Wayback Machine
(Интервью с президентом «Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» Юлией Денисенко)//газета «Экспресс-К»,№ 6 (16878) 19.10.2010 г.
за выбором христианского, парахристианского или внехристианского сектантства чаще всего стоит жажда почувствовать себя в общине. В приходе человек зачастую в достаточной степени не ощущает солидарности и братских уз… Любая секта даёт им ощущение участия в малом микрокосмосе, где все друг друга знают и все солидарны.
Аверинцев С. С.
Русское православие переменных времен: Интервью // Церковно-общественный вестник. 1996. № 3. 14 нояб. (Цит. по:
Балагушкин Е. Г.
19 августа 2009 года.
— Ч. 1. — М.,
ИФРАН
. 1999. Раздел I. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий Глава II. Причины распространения нетрадиционных религий 3. Причины распространения нетрадиционных религий в России
4 декабря 2014 года.
(Интервью с заведующим кафедрой сектоведения
Свято-Тихоновского богословского института
, профессором Александром Леонидовичем Дворкиным) // радиостанция Санкт-Петербургской Митрополии «Град Петров»
Кураев, А. В.
от 9 октября 2016 на
Wayback Machine
/ Диакон Андрей Кураев. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры ; Ростов н/Д: Троиц. слово, 2000. — 399 с. (Христианство в «Эру Водолея»).
ISBN 5-7789-0052-1
(Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными) (
C.137
)
от 17 июня 2009 на
Wayback Machine
(недоступная ссылка с 11-05-2013 [3940 дней])
Кураев А. В.
от 6 сентября 2012 на
Wayback Machine
(Распечатка аудиозаписи лекции) (Сайт Православного Общества «Азбука веры»)
Намчак С. А.
(недоступная ссылка)
(Материалы «круглого стола». МГУ им. М. В. Ломоносова. Ноябрь 1996 г.)//
Вестник Московского университета
. — Серия 7. Философия. — № 6. — 1997. — С. 86-98.)
↑
Георгий Бриц
от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
Справочник./Под общ. ред.
Ю. Дремлюга
. — СПб.:Санкт-Петербургский Католический Информационно-просветительский Центр «MILITIA DEI», 2008
↑
от 28 декабря 2007 на
Wayback Machine
// Порублёв Н. В. «Культы и мировые религии». — М.: Благовестник, 1994. — 336 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 апреля 2022.
2 апреля 2022 года.
Baalen J. K. Van The Chaos of Cults, Grand Rapids изд. 1938, 1944, 1960, 1962 (Eerdmans)
ISBN 0-8028-3278-4
.
от 26 июля 2010 на
Wayback Machine
Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству (из книги
Конь Р. М. Введение в сектоведение. — Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария; Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии РПЦ, 2008.
ISBN 978-5-903657-09-4
)
Розет Д.
от 10 ноября 2010 на
Wayback Machine
// Центр Апологетических Исследований
Муса Мусаев
от 2 февраля 2011 на
Wayback Machine
(Интервью с Максудом Садиковым)// Северный Кавказ, 03.04.2007
Сергей Кривошеев
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Правая.ру, 27 октября 2008
↑
// СЕТЬ ЭЛЕКТРОННОГО БЫСТРОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ О СЕКТАХ (ИА СЭБИС) НОВОСТИ МИРА ОПАСНЫХ СЕКТ № 21 от 19 октября 2002 г. Диалог-Центр (Украина)
Валентина Гаташ
от 24 июля 2012 на
Wayback Machine
(интервью с Дмитрием Гордевским и Яной Боцман)//«Зеркало недели», № 5 (380), 9 февраля 2002 г. (Киев) (а также: «Знание — Сила», № 3, 2002 г. (Москва))
Ещё на самой заре христианства были гностики, были многие другие околохристианские, совсем не христианские группировки, которые излагали свою версию священной истории.
—
Андрей Десницкий
// передача Культурный шок, ведущая - Ксения Ларина, (гости - Андрей Кураев, Марк Смирнов, Андрей Десницкий)
Эхо Москвы
, 10.03.2007
(недоступная ссылка)
Дэйли Б. Е. Надежда раннего христианства: справочник по патристической эсхатологии. (Daley B.E. The Hope of the Early Church: A Handbook of Patristic Eschatology. Hendrickson Publishers. 2003. 303 PP.
ISBN 978-1-56563-737-5
).//Портал
Богослов.ру
, 25 сентября 2008 г.
А. В.ПЕТРОВ
от 18 мая 2008 на
Wayback Machine
//Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы Девятой Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. СПб., 2001
Elesha Coffman
от 7 марта 2016 на
Wayback Machine
//Christianity Today, February, 2002
Dr.Orville Boyd Jenkins
от 7 октября 2010 на
Wayback Machine
(A review of the book by Lonsdale and Laura Ragg, trans. The Gospel of Barnabas (Cedar Rapids, Iowa: Unity Publishing Co, 1980. 273p.)
Brenda Martin
от 17 марта 2011 на
Wayback Machine
//AllExperts — 4/5/2005
Ден Даган, Джуди Даар
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
//Журнал «Free Inquiry». Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.
от 3 декабря 2009 на
Wayback Machine
//Сектовед.ру — Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах
Кривельская Н. В.
Секта: Угроза и поиск защиты / Нина Викторовна Кривельская. — М. : Благовест, 1999. — 268 с.: ил.. — 15000 экз.. — 21 см.
ISBN 5-7854-0072-3
Анатолий Никифоров
от 14 июля 2014 на
Wayback Machine
//«Коммуна», № 39 (25470), 19.03.10г.
от 3 декабря 2010 на
Wayback Machine
копия статьи]
↑
Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович
от 30 декабря 2013 на
Wayback Machine
//Словарь «Что есть что в мировой политике» факультета мировой экономики и мировой политики
НИУ ВШЭ
Автор — кандидат исторических наук, профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики
НИУ ВШЭ
↑
Солодовников В. В.
от 10 января 2013 на
Wayback Machine
//Материалы Международного круглого стола «Психологическое насилие в обществе: мифы и реальность» Москва, 13-14 марта 2008 г.
от 1 января 2011 на
Wayback Machine
Автор] — кандидат исторических наук, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России
↑
Артемий Эмке
от 20 марта 2014 на
Wayback Machine
//Вестник космодрома,22 мая 2003 № 19
↑
от 28 октября 2011 на
Wayback Machine
(глава из «Религии и секты в современной России»/ Справочник) (
от 20 июня 2012 на
Wayback Machine
)
↑
от 22 мая 2014 на
Wayback Machine
//
Богданова О. А.
Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века : Монография / О. А. Богданова; М-во образования Рос. Федерации.
Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д :
Рост. гос. экон. ун-т
, 2001. — 156 с.; 20 см.
ISBN 5-7972-0378-2
)
Анастасия Петракова
от 30 июля 2013 на
Wayback Machine
//Рабочий путь,3 сентября 2009 г.
от 22 мая 2014 на
Wayback Machine
копия статьи]
от 16 октября 2007 на
Wayback Machine
//Историко-энциклопедический справочник «MEMO». Издательство
Hachette Livre et
(на английском и французском языках)
Макарова А. М., Стороженко А. И. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, 2004.
от 10 марта 2012 на
Wayback Machine
// Санкт-Петербургский Католический информационно-просветительский центр «MILITIA DEI»
от 23 мая 2011 на
Wayback Machine
Историко-энциклопедический справочник «MEMO». Издательство
Hachette Livre et
(на английском и французском языках).
от 17 июля 2012 на
Wayback Machine
— Собрание текстов Римско-Католической церкви за 1986—1994 гг. (на английском языке)
Александр ОКОНИШНИКОВ
от 30 июля 2013 на
Wayback Machine
//«ЧЕСТНОЕ СЛОВО» № 45 (667)
(неопр.)
Дата обращения: 5 апреля 2010.
6 марта 2010 года.
Литература
Богданова О. А.
/ Рост. гос. экон. унив., СКНЦ ВШ — Ростов-н/Д., 2001. — 140 с.
ISBN 5-7972-0378-2
Дворкин А. Л.
[www.litmir.net/br/?b=130900 Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы»: О людях, никогда не расстающихся со «Сторожевой башней».] — СПб.: «Формика», 2002. −160с.
ISBN 5-7754-0037-2
(
)
Жириновский В. В.
,
Кривельская Н. В.
Псевдохристианские религиозные организации России [Текст] : информационно-аналитическое исследование / В. В. Жириновский, Н. В. Кривельская ; ЛДПР. — М. :
ЛДПР
, 1997. — 72 с.
Кривельская Н. В. Секта: Угроза и поиск защиты / Нина Викторовна Кривельская. — М. : Благовест, 1999. — 268 с.: ил.. — 15000 экз.. — 21 см.
ISBN 5-7854-0072-3
Макарова А. М., Стороженко А. И. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, 2004.
Порублёв Н.В «
». — М.: Благовестник, 1994. — 336 с.
[lib.ru/HRISTIAN/spiski.txt Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник)]/Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-н/Д., 1998.