Саммит НАТО в Вильнюсе (2023)
- 1 year ago
- 0
- 0
Марш скинхедов в Вильнюсе — шествие около двухсот бритоголовых граждан 11 марта 2008 года в День восстановления независимости в Вильнюсе . Идущие несли флаги Литвы , флаги со свастикой и скандировали лозунги «Русские — вон!», «Раз-два-три, хороша Литва без русского!», «Juden raus!», «Убейте этого еврея!». Полиция не препятствовала шествию, ограничившись просьбой не переходить на проезжую часть, а двигаться по тротуару.
Скинхеды, одетые в чёрные куртки, камуфляжные штаны и военные ботинки, шли по центральному проспекту Гядиминаса в направлении холма Таурас, где должен был проходить концерт националистических музыкальных групп. В видеорепортаже корреспондента газеты „Lietuvos rytas“ различаются лозунги «Один с половиной, два с половиной, Красивая Литва без русского!» и «Возьмите, дети, палку и забейте этого жидёнка !». Событие вызвало большой резонанс в литовских СМИ и среди политиков. В июне несколько участников марша были приговорены к штрафу.
Событие вызвало широкое обсуждение в литовских СМИ, которые отмечали отсутствие реакции со стороны властей.
С критикой реакции литовских властей выступил Центр Симона Визенталя в Иерусалиме . Директор Центра Эфраим Зурофф в своём письме на имя литовского посла в Тель-Авиве потребовал наказать участников марша. Зурофф также напомнил о действиях литовских националистов во время Второй мировой войны , виновных в смерти десятков тысяч евреев , указав на отсутствие судов над военными преступниками. Президент Литовского еврейского сообщества Симонас Альперавичус выразил недоумение по поводу пассивности полиции.
14 марта полиция Литвы возбудила досудебное разбирательство по отношению к участникам марша.
Ряд правых литовских политиков высказали предположение, что марш был организован из-за рубежа с целью провокации. 17 марта депутат Сейма , член комитета по национальной безопасности Раса Юкнявичене направила запрос в Департамент государственной безопасности. Депутат выразила предположение, что проведенный марш был «частью плана по дискредитации Литвы», напомнив, что ранее комитет был проинформирован о действиях «спецслужб некоторых недружественных Литве государств, разыгрывающих антисемитскую карту для дискредитации Литвы». Витаутас Ландсбергис , назвав мероприятие провокацией, заявил, что ранее в России предпринималась «антилитовская кампания». Как отметила по этому поводу газета «Литовский курьер», «просматривая в очередной раз видео шествия и видя лицо остервенело орущего юнца „Литва без русских“, думается, что если это и провокация, то мастерски искусная, ибо те двести марширующих со свастиками юнцов, точно не переодетые агенты ФСБ , и орали они расистские лозунги, как говорится, от души».
17 марта бывший мэр города, председатель партии «Союз либералов и центра» Артурас Зуокас на встрече с руководством столичной полиции заявил о необходимости наказания участников марша. Зуокас отметил: «Не может быть никаких оправданий, что не надо придавать значения шествию нескольких десятков лысых».
18 марта премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас в интервью заявил: «Я лично осуждаю марш бритоголовых, думаю, что правительство выступит с соответствующим заявлением по этому поводу». 18 марта в заявлении руководства МВД Литвы была отмечена «некоторая неточность в поведении полиции». Однако в целом, по мнению правоохранительных органов, «полиция вела себя правильно», оповестив участников об ответственности и обеспечив порядок шествия. Кроме того, шествие было снято на видео и началось досудебное расследование.
20 марта с осуждением марша выступил президент Валдас Адамкус , заявивший на встрече с министром внутренних дел страны , что он «возмущён вялой и запоздалой реакцией полиции и МВД Литвы».
20 июля вице-президент Бнай Брит в The Washington Times заявил о проблеме роста антисемитизма и ксенофобии в Литве, отметив запоздалую реакцию со стороны литовских официальных лиц на марш скинхедов.
В сентябрьском докладе Госдепартамента США говорилось, что политическое руководство Литвы отреагировало на марш спустя неделю после его проведения. Как было отмечено в докладе, шествие скинхедов получило значительную огласку в СМИ.
По данным социологического опроса компании Spinter tyrimai , 65 % респондентов негативно оценили марш скинхедов, 26 % заняли нейтральную позицию и 3 % одобрили его.
В июне несколько участников марша были приговорены к штрафу. Среди участников была опознана внучка литовского актёра Донатаса Баниониса , признавшаяся, что уже семь лет является активной участницей движения скинхедов.
Рядом СМИ марш скинхедов увязывается с другими событиями в Литве. В июне 2008 года на допрос в генеральную прокуратуру Литвы была вызвана библиотекарь Вильнюсского института идиша Фаня Бранцовская в связи с подозрением в участии в партизанском отряде . Исполнительный директор еврейской общины Литвы , выразив мнение, что преследование бывших партизан проводится с целью пересмотра истории, напомнил о состоявшемся марше скинхедов.
В апреле 2008 года в знак протеста против преследования 82-летнего Ицхака Арада израильский историк, лектор Иерусалимского университета Дов Левин вернул президенту Литвы Валдасу Адамкусу полученную в 1993 году награду за героизм, проявленный в борьбе с нацистской угрозой. Как сказал Левин в The Jerusalem Post , «Литва — одна из немногих стран, где 93 процента евреев было убито, и прежде, чем первый немецкий солдат вступил в Литву, сами литовцы уже громили евреев, не только убивали, но грабили и зверски насиловали их. Военные и полиция — литовцы — помогали немцам». По его мнению, преследование Арада вызвано стремлением оправдать убийц: «две недели назад бритоголовые на улицах Вильнюса кричали „Юден, раус!“ — „Евреи, вон!“. Желая очистить и обелить убийц, они должны обвинить нас, евреев, говоря, что, хотя и „были литовцы, убивавшие евреев, но были и евреи, убивавшие литовцев“» .
Марш также упоминается в связи c законодательным запретом на демонстрацию нацистских и советских символов (автор законопроекта, депутат сейма от партии консерваторов заявила, что акции ультраправой молодёжи порочат Литву) , поднятием в апреле нацистского флага в Клайпеде , образованием 23 апреля радикального Национального центра литовцев, избиением чернокожей певицы.