Янагисава, Ацуси
- 1 year ago
- 0
- 0
Нагиса Осима ( яп. 大島渚 ; 31 марта 1932 года , Киото — 15 января 2013 года , Фудзисава ) — японский кинорежиссёр , сценарист , актёр .
Нагиса Осима родился в Киото 31 марта 1932 года в семье гражданского служащего, в 1954 году окончил Киотский университет , где изучал политическую историю. Во время учёбы он участвовал в студенческом движении левого толка , из-за чего после окончания университета не мог найти работу. От отчаяния он решил пройти вступительные испытания на студии Shochiku и в итоге получил должность ассистента режиссёра, здесь же в 1959 году снял свой первый фильм. Параллельно с 1956 года занимался кинокритикой, редактировал журнал о кино Eiga hihyo . К началу 1960-х годов Осима получил известность как один из лидеров и основоположников так называемой «японской новой волны» ( , сам он отвергал этот термин), поднимая в своих фильмах проблемы японской молодёжи и критикуя послевоенное японское общество (один из ярких примеров — « История жестокой юности », 1960).
После того, как его четвёртый фильм, « Ночь и туман в Японии » (1960), посвященный разобщённости японского левого движения, был снят студией с проката всего через три дня после выхода (под предлогом, что в свете недавнего убийства ультранационалистом лидера Социалистической партии Японии Инэдзиро Асанума лента «может спровоцировать волнения»), Осима покинул Shochiku и основал собственную компанию Sozosha . Уже в своем первом независимом фильме, « Содержание скотины » (1961), снятом по рассказу Кэндзабуро Оэ , Осима начал исследование расизма и жестокости (коллективной или индивидуальной), которое продолжал на протяжении всего десятилетия. Одной из вершин этого исследования стала авангардная лента « Смертная казнь через повешение » (1968), показанная во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля и принёсшая режиссёру определённую известность на Западе.
В 1973 году Sozosha была распущена, а спустя два года была основана студия Oshima Productions, на которой в 1976 году Осима снял свой, пожалуй, самый известный фильм — « Империя чувств », представляющий собой своеобразную комбинацию искусства и порнографии . В этой картине режиссёр вновь обратился к теме «секс и политика», которая поднималась в ряде его ранних фильмов. В последующие годы Осима поучаствовал ещё в нескольких международных проектах — снял такие фильмы, как « Империя страсти » (1978), военная драма « Счастливого Рождества, мистер Лоуренс » (1983) и сатирическая лента « Макс, моя любовь » (1986). Последняя была плохо принята критикой, из-за чего режиссёр на много лет ушел из кино, работая в основном на телевидении.
Осима был женат на актрисе .