Interested Article - Мовсес Кертог

Мовсе́с Керто́г , также известный как Мовсе́с Сюнеци́ ( арм. Մովսես Քերթող / Սիւնեցի ) — армянский богослов и грамматик VII—VIII веков, один из ранних армянских толкователей «Искусства грамматики» Дионисия Фракийского .

Биография

Дата и место рождения неизвестны. Был епископом Сюника и учителем Степаноса Сюнеци , который стал его преемником на сюнийском престоле . В средневековой армянской литературе его часто путали с Мовсесом Хоренаци . Известен как автор толкования к «Искусству грамматики» Дионисия Фракийского , а также нескольких переводов, богословских трудов и религиозных песен ( шараканов ) .

Творчество

Взгляды Мовсеса относительно грамматической науки отличаются от взглядов Дионисия Фракийского. В частности, у него рационалистическое восприятие грамматики и других "искусств".

Источник искусства — разум, гениальная мысль — творец искусства, а искусство — раститель разума.

В фонетике различал звук и букву, считая второе воплощением первого. Звуки делил на два вида — «голоса разумных существ» и «звуки неразумных». Пытался найти количество всех гласных в природе и дать определение, чётко различающее гласные и согласные. Среди частей речи первостепенное место отдавал существительным , считая его более важным, чем глагол . Имеет ряд интересных замечаний относительно падежей , склонений , и т. д. .

Среди богословских трудов интерес представляет «Толкование о церковном чине» ( арм. Յաղագս կարգաց եկեղեցւոյ ). В нём, в частности, содержатся уникальные данные о средневековом армянском музыковедении и церковной музыке . Мовсес пытался обосновать библейскую концепцию происхождения гласов армянской церковной музыки . Возможно, этот труд был частью более объемного произведения .

Современные историки считают Мовсеса Кертога также автором труда «О таинстве Вардавара » ( арм. Յաղագս Վարդավառին խորհրդոյ ), традиционно приписываемого Мовсесу Хоренаци .

Память

Армянской апостольской церковью причислен к ряду святых. Память отмечается в октябре, в субботу, за день до пятого воскресенья после праздника Воздвижения Креста Господня .

Примечания

  1. = Մովսես Քերթող // Энциклопедия «Христианская Армения». — 2002. — С. 766 . 1 октября 2015 года.
  2. Саркисян Л. Г. // Вестник общественных наук НАН РА . — 1993. — № 1 . — С. 120—129 . 1 октября 2015 года.
  3. Ващева И. Ю. // Диалог со временем. — 2012. — № 40 . — С. 219—230 . 1 октября 2015 года.
  4. Акопян П. О. // Историко-филологический журнал НАН РА . — 1995. — № 1 . — С. 169—190 . 1 октября 2015 года.
  5. = Մովսես Քերթող // Армянская Советская Энциклопедия . — 1982. — Т. 8 . — С. 42 .
  6. А. В .Десницкая , С. Д. Кацнельсон . . — Л. : Наука, 1981. — С. 23—27 . 23 октября 2013 года.
  7. Навоян М. // Эчмиадзин. — 2013. — № 11 . — С. 35—59 . 1 октября 2015 года.
  8. Тагмизян Н. // Из истории эстетической мысли в Армении. — 2004. — Т. 5 . — С. 30 . 1 октября 2015 года.
  9. Деврикян В. // Эчмиадзин. — 2005. — № 12 . — С. 21 . 1 октября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мовсес Кертог