Ованес Цорцореци
- 1 year ago
- 0
- 0
Оване́с Крнеци́ (Кырнеци́) ( арм. Հովհաննես Քռնեցի , 1290/92—1347), — армянский грамматик , богослов и переводчик XIV века. Выпускник Гладзорского университета , яркий представитель армянских униатов .
Родился между 1290 и 1292 гг. в Кирне , прошёл обучение в Гладзорском университете. В 1328 году отправился в Марагу к доминиканскому священнику Варфоломею Болонскому (по одной версии, по указанию своего учителя Есаи Нчеци , чтобы вести полемические споры с доминиканцами ; по другой — по собственному желанию, в целях осуществления своего давнего желания принять католичество и пополнить своё образование ). Скоро примкнул к последователям Варфоломея Болонского, выучил латинский и научил Варфоломея армянскому языку . Проповедовал католическое учение, вместе с Болонским и своим однокашником и последователем Акопом перевёл с латыни на армянский значительное количество теологических , философских и естествонаучных сочинений в течение короткого времени . Особенно старался привлечь к себе бывших товарищей по учёбе, выпускников Гладзора , уговаривал их отречься от Армянской церкви . Более патриотически настроенные представители армянской интеллигенции называли его «корнем горечи», «лютым», «Иудой среди учеников Христа» . В 1330 году уговорил своего дядю Геворга, главы родного села Ованеса, принять католичество. С помощью последнего построил в Кырне армяно-католическую церковь св. Богородицы ( Сурб Аствацацин ) и основал Кырнайскую доминиканскую конгрегацию . В 1333 году, после визита к Римскому папе , был назначен духовным предводителем католической общины области Ернджак . Умер в 1347 году в монастыре Кырны.
Из авторских сочинений Крнеци до нас дошли полемическое сочинение «Послание» (1333 г.), грамматический труд «О грамматике» ( 1344 г.), а также написанный в соавторстве с Варфоломеем Болонским богословский трактат «Книга о двух естествах и одной ипостаси во Христе » (между 1328 и 1330 гг.) . Первый представляет собой состоящее из 19 пунктов циркулярное письмо, отправленное вардапетам и ученикам Гладзора, в котором Ованес призывал их «принять ошибки нашей нации и примкнуть к Римской церкви », старался доказать преимущества римско-католической церкви, бесперспективность борьбы национального духовенства и светских феодалов Восточной Армении. Второй — «О грамматике» ( арм. «Յաղագս քերականին» ) — был новшеством в армянской грамматической науке . Используя труды как армянских ( Вардан Аревелци , Есаи Нчеци , Ованес Ерзнкаци Плуз ), так и латинских ( Присциан ) и греческих ( Аполлоний Дискол ) грамматиков, Ованесу удалось отойти от установившейся традиции писать армянскую грамматику в форме комментария к «Искусству грамматики» Дионисия Фракийского , в его работе наблюдается синтез подходов латинских и армянских грамматиков . Некоторые аспекты грамматики армянского впервые изучены в этой работе . В основном следует латинским грамматикам, влияние последних сказалось, например, в определении грамматики или в отождествлении звука и буквы .