Концертная программа
- 1 year ago
- 0
- 0
Минимали́стская програ́мма — лингвистическая теория, предложенная американским лингвистом Н. Хомским для объяснения тех языковых феноменов, механизмы которых не были прояснены полностью в рамках теории принципов и параметров . Сама Минималистская программа содержит ряд сильных утверждений, касающихся универсальной грамматики , а также некоторые гипотезы об устройстве когнитивной системы в связи с врождённой языковой способностью . Главным методологическим принципом Минималистской программы является сокращение количества уровней в грамматике, что существенно отличает эту теорию от предшествующих версий порождающей грамматики ( ПГ ). Модифицируется механизм порождения: процесс уже не мыслится как запись на уровне D-структуры ( глубинная структура ), а затем переход посредством трансформации на уровень S-структуры ( поверхностная структура ), где в соответствии с правилами грамматики оценивается его правильность. Вместо всего этого предлагается деривационная модель , характеризующая структуру предложения как последовательность шагов его построения из более простых фрагментов, причём каждый шаг может оцениваться как допустимый или недопустимый.
Помимо Н. Хомского в разработке этой теории приняло участие множество лингвистов США , Европы и Азии . Существенную роль в становлении концепции Минималистской программы сыграли Г. Ласник , Т. Рейнхарт , , , Ж.-И. Поллок , , , и др.
Формирование методологии и основных принципов Минималистской программы началось с конца 1980-х годов и связано с важной работой французского лингвиста Жана-Ива Поллока, в которой была предложена теория глагольного передвижения. Первой работой, в которой полностью излагались все принципы Программы, была вышедшая в 1995 году книга Хомского «Минималистская программа». Развитие Программы продолжается и по сей день. Минималистская программа оказала огромное влияние на всю формальную и функционалистскую лингвистику, когнитивные науки, антропологию и т. д.
В центре внимания лингвистических теорий первой половины XX века находился соссюровский язык ( langue ), социальный объект, владение которым у индивидуальных носителей лишь частичное. С 1950-х гг. порождающая грамматика Хомского сместила направление лингвистических исследований на систему языкового знания, которыми обладают носители, а также на языковую способность, способность овладеть и пользоваться некоторым естественным языком. Конечная цель лингвистики в данном подходе определялась как способность дать характеристику одному из центральных компонентов человеческой природы, определяемому в биологическом контексте, — врождённой языковой способности .
Хомский указывал на то, что идея сосредоточить внимание на языковой способности не является новой; корнями она восходит к позиции классического рационализма , заключающейся в том, что исследовать язык — значит проникнуть в «зеркало разума» . Сам Хомский называет смену перспективы «второй когнитивной революцией», тем самым отдавая дань идеям о языке и разуме в философии и науке XVII — XIX вв. , в особенности картезианству , грамматике Пор-Рояля и исследованиям В. Гумбольдта . Новыми в этой революции стали значительно более глубокая трактовка врождённой языковой способности и приспособление последней к тому, что нам известно о мозге и об организации наших когнитивных способностей из нейробиологии и психологии , а также изучение языка с помощью формальных логико-математических моделей, способных уловить существенные факты, относящиеся к человеческому языку.
Одним из таких базовых фактов является способность носителя языка, постоянно сталкиваясь с выражениями, которые он никогда не слышал, производить и понимать эти выражения без особых усилий. Это может показаться тривиальным, но в классическом подходе к языку эта особенность в целом осталась без объяснения. Ряд интересных замечаний на этот счет мы находим в «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра . Сначала констатируется, что «типичным проявлением синтагмы является предложение , а оно принадлежит речи, а не языку», и сразу после этого пассажа дается определение речи как «индивидуального акта воли и разума, в котором говорящий использует код языка для выражения своей мысли». И далее: «к языку, а не к речи нужно относить все типы синтагм, которые построены по определенным правилам». Таким образом, из содержания «Курса…» явственно следует, что синтаксис лежит между языком и речью: «Но надо признать, что в области синтагм нет резкой границы между фактом языка и фактом речи, зависящим от индивидуальной свободы». Причины сомнений Соссюра ясны: регулярный характер синтаксиса очевиден, но, с другой стороны, лингвист начала XX века ещё не имел метода, чтобы выразить все многообразие «правил построения», которое допускает грамматика естественного языка.
Ранние варианты порождающей грамматики с помощью формальных методов показали, что регулярность и неограниченность синтаксиса естественного языка могут быть выражены точными грамматическими моделями, наделёнными рекурсивными процедурами. Знание языка равнозначно владению рекурсивной порождающей процедурой. Если мы говорим, что свободно выбираем порождённую структуру, согласующуюся с нашими коммуникативными интенциями, то мы говорим, что это и есть свободный акт речи в соссюровском смысле, однако исходная процедура, задающая возможные модели построения, подчинена строгим правилам. Формальное определение рекурсивного свойства синтаксиса естественного языка подвергалось значительным модификациям: от гипотезы, что генерализованные трансформации образуют сложные конструкции шаг за шагом, начиная от глубинных структур простейших предложений, к рекурсивным системам непосредственных составляющих, способным производить глубинные структуры неограниченной длины ( Х'-теория ), и наконец, к минималистской идее о том, что базовая синтаксическая операция merge («сцепить») рекурсивным путём нанизывает элементы попарно, каждый раз образуя третий элемент, являющийся проекцией одной из двух составляющих. Сам же фундаментальный интуитивный тезис остается неизменным: естественные языки включают в себя рекурсивные порождающие процедуры.