Interested Article - Гимн (католический)

Гимн Vexilla regis первого тона (показана первая строфа). Автор текста — Венанций Фортунат . Автор мелодии неизвестен

Гимн ( лат. hymnus , от др.-греч. ὕμνος — «славословие» ) — текстомузыкальная форма и жанр в (традиционном) богослужении Католической церкви (см. Григорианский хорал ), структурно — латинская строфическая песня на небиблейский текст.

Характеристика

Гимн входит в состав оффиция . Поэтический текст свободно сочинённый (см. Гимнография ), обычно написан силлаботоникой. По содержанию, как правило, представляет собой парафразу темы («сюжета») Священного Писания. Форма текста — строфическая, количество строф и строк в строфе, а также наличие рифмы не нормировано. Музыкальное оформление: каждая строфа гимна распевается на одну и ту же мелодию. Способ распева текста по большей части силлабический, с минимальными невматическими распевами . Строки поются поочерёдно двумя полухориями (см. Антифонное пение ), в эпоху Возрождения и эпоху барокко зачастую — в технике alternatim , где место чётных строк занимают авторские органные интерлюдии либо вокальные полифонические обработки соответствующих стихов.

Тексты и напевы содержатся в певческих книгах католиков ( антифонариях , в Liber usualis ) в общем ряду песнопений оффиция, а также отдельно — в гимнариях (нотированные гимнарии известны с X века). Современный солемский гимнарий ( Liber hymnarius ) включает 418 «легализованных» гимнов (в старинных рукописях тексты и напевы гимнов исчисляются тысячами).

Известные образцы и рецепция

Католические гимны идентифицируются по инципиту (начальной фразе стиха). Наиболее известные их образцы проходят через всю историю западноевропейской музыки, от Средних веков до наших дней. Таковы гимны Te Deum , Ut queant laxis , Pange lingua , Ave maris stella , Veni creator Spiritus , , Adeste fideles , Te lucis ante terminum , , , Jam lucis orto sidere . Первоначально авторские многоголосные обработки наряду с текстом включали также оригинальные мелодии (мелодия монодического гимна обрабатывалась как обычный cantus firmus ). Иногда, уже в период Ars antiqua , музыка сочинялась заново на тексты гимнов без учёта григорианской мелодии (например, анонимный кондукт на текст Veni creator Spiritus ). Начиная с XVI века, особенно в эпоху барокко, композиторы зачастую использовали только поэтический текст гимна, который клали на собственную мелодию. Таковы, например, многочисленные барочные обработки текста Te Deum . Малер (в первой части Восьмой симфонии) использовал только текст гимна Veni creator spiritus , который распел на собственную музыку; Хиндемит , наоборот, обработал (в 4-й части органного концерта) только мелодию того же самого гимна (без всякого текста).

Другие значения термина

«Гимном» также называют (обычно без учёта «музыкально-технической» специфики) любое церковное песнопение на небиблейский текст. Например, говорят о гимне Exsultet , знаменитой пасхальной молитве католиков, которая не имеет отношения к текстомузыкальной форме гимна и с музыкальной точки зрения представляет собой вид псалмодической речитации, так называемый «речитационный тон».

Примечания

Издания

  • Liber usualis. Tournai, 1950.
  • Monumenta monodica medii aevi. Bd.1, hrsg. v. B.Stäblein. Kassel, 1956.
  • Liber hymnarius. Solesmes, 1983.
  • Сборник церковных песнопений. Редактор-составитель А.В. Куличенко. Рим-Люблин: Издательство Святого Креста, 1994 (переводы латинской гимнографии на русский язык).
  • Воспойте Господу. Литургические песнопения католической церкви в России. Москва: Искусство добра, 2005 (переводы латинской гимнографии на русский язык).
  • Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina: латинские тексты в музыке и музыкальной науке. Санкт-Петербург: Композитор, 2012 (хрестоматия латинских музыкальных текстов с их переводами, комментариями, учебным словарем).

Ссылки

  • (статьи об отдельных гимнах)
  • (переводы на англ. и простейшая озвучка католических гимнов)
Источник —

Same as Гимн (католический)