Эгейское море
- 1 year ago
- 0
- 0
Эге́йское письмо́ — группа родственных письменностей оригинального происхождения, возникшая на Крите во времена минойской цивилизации конца 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Позднее от критских письменностей произошли также родственные письменности Кипра , утратившие ряд характеристик ( идеограммы и цифры), но сохранившие слоговой характер письма.
Кипрское письмо известно с середины XIX века. Основную работу по дешифровке выполнил Джордж Смит .
Письменности Крита были неизвестны вплоть до конца XIX века, когда их открыл А. Эванс . При жизни Эванс опубликовал лишь небольшую часть надписей, надеясь расшифровать их самостоятельно.
Линейное письмо Б дешифровано М. Вентрисом и Дж. Чедвиком в 1950 году. Надписи на нём выполнены на греческом языке (см. Микенская цивилизация ) с использованием многочисленных идеограмм, а также аббревиатур на минойском языке . С их помощью удалось частично прочесть надписи, выполненные более ранними видами письма, но не понять их — язык надписей линейного А и «иероглифических» надписей (см. Этеокритский язык ) не дешифрован до настоящего времени. Ещё хуже изучены кипро-минойское письмо и критские иероглифы , где можно с относительной уверенностью говорить о чтении не более чем 20—30 слоговых знаков для каждого из видов письма.
Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности — критского письма.
Надписи ранними иероглифами (Арханес и иероглифы А) представляют собой административные печати, тогда как поздними иероглифами и линейным письмом — учётно-хозяйственные тексты, маркировку личной принадлежности и, вероятно, посвятительные надписи на предметах. Линейное письмо Б использовалось для записи на греческом языке, с включением отдельных сокращений и слов на минойском языке (обычно — как пометки к идеограммам), язык прочих критских письменностей неизвестен и условно обозначается как «минойский» (предположительно идентичен «кефтийскому» языку, фрагменты которого засвидетельствованы в египетских текстах , и/или « этеокритскому » языку некоторых надписей греческим письмом эпохи античности ).
На Крите найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных — Фестский диск и секира из Аркалохори . Часть исследователей рассматривает их как особый графический вариант критского письма, в то время как другие рассматривают их как целиком оригинальное или даже некритское по происхождению письмо. А. А. Молчанов предложил термин «иератический силлабарий » (то есть слоговое письмо для культовых, а не хозяйственно-административных целей). Стивен Дарнфорд предложил другой термин — «месарское письмо» (поскольку оба известных образца происходят из долины Месара ).
От линейного письма А также происходит так называемое кипро-минойское письмо (не дешифровано), от которого позднее произошло кипрское письмо (дешифровано в конце XIX в. благодаря двуязычной надписи; использовалось для записи текстов на диалекте греческого языка, а также на местном этеокипрском языке ).
В Израиле обнаружен ряд надписей XII—XI вв. до н. э., условно называемых « филистимскими », которые по начертанию также напоминают кипро-минойское письмо.
Троянское письмо внешне неотличимо от Линейного письма А ; термин был введён в оборот из-за ошибочной датировки надписей, которые (из-за смешения археологических слоёв при раскопках) были отнесены к периоду до возникновения письма на Крите.
Х. Й. Франкен обнаружил в 1964 г. и отнёс к письменностям минойского круга несколько табличек из (Левант) (его мнение повторили ряд других исследователей — в частности, Труде Дотан и Маргалит Финкельберг ) . Большинство исследователей, однако, относят эти надписи к образцам протоханаанейского письма . Позднее было предпринято несколько взаимоисключающих попыток истолковать надписи на семитских языках .
В этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III (?) в. до н. э. слово επιθι продублировано критскими знаками линейного письма А как i-pi-ti . В настоящее время большинство исследователей считают надпись подделкой; иные свидетельства существования эгейского письма на Крите и в материковой Греции после «бронзового коллапса» отсутствуют.
Характер письма — смешанный:
Надписи иероглифами и Линейным письмом А читаются лишь фрагментарно, поэтому в настоящее время невозможно установить, насколько менялся их язык по мере смены системы письма. Троянское письмо , по-видимому, является импортированным текстом Линейным письмом А, а не местным письмом.
Фестский диск не дешифрован, однако по структурным характеристикам, по мнению Г. Ноймана, его язык мог быть тем же, что и язык Линейного письма А. Теми же характеристиками обладает, на первый взгляд, и текст секиры из Аркалохори .
Надписи линейным письмом Б выполнены на греческом языке , однако этой системе письма свойственен ряд особенностей, совершенно чуждых греческому языку, но, видимо, отражающих морфологические явления языка, для которого изначально создавалось критское письмо:
Надписи филистимским линейным письмом никак не интерпретированы ввиду исключительной краткости.
Язык кипро-минойского письма , по-видимому, не имеет ничего общего с языками Крита , так как материальная культура Кипра была кардинально отличной от Крита, лишь с незначительными свидетельствами минойского импорта, а кипро-минойское письмо возникло из критского не в результате длительной эволюции, а одномоментно (см. Сильвия Феррара ). Самая поздняя надпись кипро-минойским языком из 5 знаков, единственная в своём роде, выполнена на греческом языке; однако в ней всё ещё сохраняется направление письма слева направо.
Кипрское письмо , в основном, использовалось для греческого языка, однако немногочисленные надписи на юге острова выполнены на этеокипрском языке , родственные связи которого неизвестны. Характерным отличием от прочих эгейских письменностей является направление справа налево для большинства надписей.
Для более поздних этапов - см. в разделах для соответствующих письменностей (иероглифы, Линейное А, Линейное Б, кипро-минойское)
Издаётся ряд журналов, посвящённых текстам эгейским письмом. Самым ранним является « » (с 1960-х годов, в основном, посвящён проблемам линейного письма B), « Kadmos » (в основном, догреческие надписи), « » (начал издаваться в XXI в.).