Interested Article - Фигуры речи

Фигу́ра ре́чи ( ритори́ческая фигу́ра , стилисти́ческая фигу́ра, оборот речи ; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики , обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии , так и в прозе .

Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.

Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.

История изучения

Древнегреческий философ и оратор Горгий ( V век до н. э. ) настолько прославился новаторским использованием в своих речах риторических фигур, что на долгое время они получили название «горгианские фигуры».

Фигуры речи рассматривал Аристотель ( IV век до н. э. ) и более подробно разрабатывали его последователи ; так, Деметрий Фалерский ( IV III века до н. э. ) ввёл разделение на «фигуры речи» и «фигуры мысли».

Риторика активно развивается в древнем Риме: в I веке до н. э. фигуры и употребление слов в переносном значении рассматриваются в анонимном трактате « Риторика к Гереннию » и у Цицерона (который придерживается деления фигур на «фигуры речи» и «фигуры мысли», не стремясь к дальнейшей их систематической классификации) ; в I веке н. э. у Квинтилиана появляется деление на четыре вида фигур: прибавление , убавление , замена (одного слова другим), перестановка (слова на другое место) .

В эпоху эллинизма , а затем в средние века учёные и схоласты углубляются в детальную классификацию всевозможных тропов и фигур, коих было в результате выделено более 200 разновидностей.

Классификация фигур речи

Фигуры речи делятся на тропы и фигуры в узком смысле слова. Если под тропами понимается употребление слов или словосочетаний в несобственном, переносном значении, иносказание, то фигуры представляют собой приёмы сочетания слов, синтаксической ( синтагматической ) организации речи. При этом разграничение не всегда однозначно, относительно некоторых фигур речи (таких как эпитет , сравнение , перифраз , гипербола , литота ) имеются сомнения: относить их к фигурам в узком смысле слова или же к тропам. М. Л. Гаспаров и многие другие литературоведы рассматривают тропы как «фигуры переосмысления» значения слов, поэтому перифраз (фигура детализации значения), гипербола (фигура с усилением значения), литота (фигура с уменьшением значения), а также сравнение и эпитет тропами в строгом смысле не являются .

Общепринятой систематики фигур речи не существует, в разных грамматических школах различаются терминология (названия фигур) и принципы их классификации.

Традиционно фигуры речи (по преимуществу фигуры в узком смысле слова) делили на фигуры слова и фигуры мысли . Разница между ними проявляется, например, в том, что замена слова на близкое по значению разрушает фигуры слова, но не фигуры мысли. Фигуры мысли легко поддаются переводу на другой язык, в отличие от фигур слова. В некоторых случаях отнесение фигуры к одному или другому виду не очевидно (например, в случае антитезы ).

Вслед за Квинтилианом фигуры (по преимуществу фигуры слова) подразделяли на четыре группы (« Quadripartita ratio »), выделяя фигуры, образованные путём: прибавления ( adiectio ), убавления ( detractio ), замены ( immutatio ), перестановки ( transmutatio ).

Некоторые распространённые фигуры речи в традиционной классификации:

  • Фигуры слова :
  • Фигуры мысли :
риторический вопрос , риторическое восклицание , риторическое обращение ; умолчание , оксюморон
метафора , катахреза ; метонимия , синекдоха , антономасия , ирония

В литературе XX века фигуры нередко делят на семантические и синтаксические . Так, Ю. М. Скребнев называет семантическими фигурами: сравнение , восходящую и нисходящую градацию, зевгму , каламбур , антитезу , оксюморон ; синтаксическими: фигуры убавления ( эллипсис , апосиопеза , просиопеза , , асиндетон ), фигуры добавления ( повтор , анадиплозис , пролепсис — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения, полисиндетон ), различные виды инверсии , риторический вопрос , параллелизм , хиазм , анафору , эпифору , симплоку .

Согласно концепции В. П. Москвина, фигуры систематизируются по их соотношению с теми качествами речи, реализации которых они служат. Качества речи представляют собой параметры её оценки с точки зрения нормы. Все качества речи подразделяются по отношению к норме на два типа: 1. Положительные: благозвучие, богатство, изобразительность, краткость, логичность, однозначность, правдоподобие, правильность, разнообразие, точность, уместность, ясность. Существуют средства, предназначенные для создания положительных качеств речи: так, приёмы ухода от тавтологических повторов (местоименная замена, синонимическая замена, перифразирование и др.) создают разнообразие речи. 2. Отрицательные: алогизм , двусмысленность , неблагозвучие, неправдоподобие, неправильность, неточность, неясность, однообразие. Отрицательные качества речи могут быть: а) случайными, такие качества речи расцениваются как ошибки; б) нарочитыми: существуют классы приёмов построения нарочито алогичной, двусмысленной, неправдоподобной, неясной речи. Как видим, «фигура становится ошибкой, если она не преднамеренна, а случайна», и «сколько есть фигур, столько же есть ошибок» : так, фигура повтора соотносима с тавтологией по признаку мотивированного / немотивированного нарушения требования разнообразия речи. Поскольку все выразительные приёмы предназначены для реализации указанных качеств речи, такие приёмы целесообразно систематизировать по их соотношению с качествами речи.

Учёные из Группы Мю в книге «Общая риторика» (1970) предложили общую классификацию риторических фигур и тропов по уровню языковых операций, разделив их на четыре группы: метаплазмы (уровень морфологии — операции с фонетическим и/или графическим обликом языковой единицы), метатаксис (операции на уровне синтаксиса ), метасемемы (операции на уровне семантики — значения языковой единицы) и металогизмы ( логические операции). Сами операции они разделили на два основных типа: субстанциальные и реляционные. «Первые операции меняют субстанцию единиц, к которым они применяются, вторые же меняют только позиционное отношение между этими единицами». К субстанциальным операциям относятся: 1) убавление, 2) прибавление и 3) убавление с прибавлением (к каковому сочетанию сводится замена Квинтилиана); единственной реляционной операцией является 4) перестановка.

Фигуры речи: классификация Группы Мю

Примечания

  1. Цицерон, «Об ораторе», кн. III, § 200—208 (52—54).
  2. Квинтилиан, «Institutio Oratoria», т. I, кн. I, гл. 5, § 6, 38—41.
  3. от 14 июля 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2813 дней]) // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929—1939.
  4. Введение в литературоведение. Учебник для вузов. В 2 т. / Под ред. Л.В.Чернец.. — Москва: Юрайт, 2020. — Т. 2. — С. 144—145. — 388 с. — ISBN 978-5-534-12425-5 .
  5. См. об этом, например: Цицерон, «Об ораторе», кн. III, § 200 (52).
  6. См., например: Квинтилиан, «Institutio Oratoria», т. I, кн. I, гл. 5, § 6, 38—41.
  7. Квинтилиан, «Institutio Oratoria», т. I, кн. I, гл. 5, § 41.
  8. , с. 591.
  9. M. Fabii Quintiliani Institutionis oratoriae libri duodecim. Vol. II. Lipsiae, 1854. P. 111 & 112.
  10. Москвин В. П. Язык поэзии: Приёмы и стили. Терминологический словарь. М., 2017. С. 157—158.
  11. Общая риторика / пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова; ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1986. С. 85—90 (Часть первая, I, 3).

Литература

Словари, справочники, монографии
  • Рыжкова-Гришина Л.В., Гришина Е.Н. Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи: Словарь. [Электронный ресурс]. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – 337 с.
Статьи
  • // Большая российская энциклопедия. Том 32. — М. , 2016. — С. 433.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Петровский М. // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. Стб. 1025—1028.
  • Гаспаров М. Л. Фигуры стилистические // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  • Скребнев Ю. М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова . — 2-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — С. 590—592. — ISBN 5-7107-1455-0 .
  • Панов М. И. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. Фигуры // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука . — 1998. // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. М.: Флинта; Наука, 1998.
  • Топоров В. Н. // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990.
  • Фигуры // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1140. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
Прочая литература
  • Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. I. О поэтах. М.: Языки славянских культур, 1997.
  • Горнфельд А. Г. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков, 1911.
  • Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М. : ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-93196-682-3 .
  • Москвин В. П. Язык поэзии: Приёмы и стили. Терминологический словарь. М., 2017.
  • Общая риторика / пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова; ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1986.
  • Харциев В. . Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков, 1911.
  • Хазагеров Г. Г.
  • Todorov Tz. Tropes et figures // To honor R. Jakobson… T. 3. The Hague; Paris, 1967.
Источник —

Same as Фигуры речи