Interested Article - Окказионализм (философия)

Окказионализм (от лат. « случай ») — философское учение , объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога , то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства .

Основные представители философского течения в Германо-римской империи — француз Жеро де Кордемуа (1626−84), немец Иоган Клауберг (1622−65) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624−69). До логического завершения учение окказионализм а довёл француз Николя Мальбранш (1638−1715), сформулировавший тезис о невозможности влияния тела не только на душу, но и на другие тела .

Теория Гейлинкса

Окказионализм по теории голландского философа Арнольда Гейлинкса , профессора из Лейдена , состоял в следующем: между духовной и материальной субстанцией нет связи, но Бог своим непосредственным вмешательством действует на нас так, что по поводу телесного явления — раздражения — возникает психическое явление — ощущение; и наоборот, по поводу психического явления — акта воли — возникает . Таким образом, раздражения, с одной стороны, — наши хотения, а с другой — служат лишь поводами (occasiones) тех или других процессов; причиной же является Бог. Нравственная задача, по Гейлинксу, состояла в послушании разуму и в преданности Богу .

Дуализм картезианства

В основе философии Декарта лежит предельно чёткое разделение мира на два рода субстанций — протяженные (материальные) и мыслящие (духовные). Основываясь на концепции механицизма, Декарт шёл вразрез с теорией Аристотеля , отрицая существование растительной и животной души. Животное и человеческое тело — это лишь механизмы, «самодвижущиеся машины». Все функции организма происходят от материи, они могут быть объяснены особым расположением органов, током крови и движением «телесных духов» точно так же, как ход часов расположением зубчатых колес и пружин. Но человек — мыслящее существо, в нём материальное и духовное начало соединяются, и душа может каким-то образом вмешиваться в работу материального механизма. Но как непротяженная душа может сообщать движение? Чтобы решить эту трудность, Декарт предлагает гипотезу о существовании в мозге особого органа, называемого «мозговой железой», в котором локализована душа. Этот орган работает как клапан, в нём малейшие колебание души вызывают изменение движения «телесных духов».

Такое объяснение, по большому счету, проблему не решало и последователей Декарта не устраивало. Наметилось несколько путей решения, одним из которых стал окказионализм. Его основная идея заключается в наличии посредника между двумя субстанциями, в качестве которого выступает Бог.

Мальбранш считал, что душа не может сама генерировать идеи, а также не может извлекать их из материального мира. Таким образом, все вещи познаваемы лишь в Боге, а человеческие души связаны с Богом как с местом нахождения всеобщего духа. Между телом и душой нет необходимой связи, это совершенно разные субстанции, поэтому они не могут взаимодействовать. Душа может только помыслить своё тело. Поэтому действия души на тело, как и действия тела на душу нуждаются в посреднике. Если человек, скажем, захочет пошевелить рукой, Бог увидит желание мыслящей души и переместит в пространстве материальную руку.

Ни пошевелить пальцем, ни произнести даже слог; увы, если Бог не придет к вам на помощь, вы будете делать лишь тщетные усилия и замышлять бессильные желания... вы будете неподвижным и мертвым, если Бог не захочет согласовать Свое желание с вашим, Свою всегда действенную волю с вашей всегда бессильной. Мальбранш «Беседы о метафизике и религии» (1688)

И наоборот, если человек уколет палец, то чувство боли его душе внушит не предмет, сделавший отверстие в теле, а Бог. Точно также одни материальные тела не могут самостоятельно воздействовать на другие. Ответить на вопрос, по какой причине Бог желает соединять души с телами Мальбранш не решался. Он предлагал принять этот факт как объективную данность, считая, что ни философия, ни даже религия не смогут дать окончательного ответа. Таким образом, Мальбранш предвосхищает эмпиризм Юма , устраняя объективную причинно-следственную связь и делая её лишь божественной волей.

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  3. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Окказионализм (философия)