Бестер, Альфред
- 1 year ago
- 0
- 0
Альфред Дарсель ( фр. Alfred Darcel , 4 июня 1818, Руан — 26 мая 1893, Париж ) — французский историк искусства , коллекционер , музейный хранитель и художественный критик.
После начального классического образования в лицее Пьера Корнеля (Le lycée Pierre-Corneille) в Руане Альфред Дарсель поступил в Центральную школу искусств и мануфактур (École centrale des arts et manufactures) в Париже, которую окончил в 1841 году с квалификацией инженера. После руководства фабрикой по производству химических продуктов в Руане, Дарсель покинул её в 1849 году и вошёл в состав администрации «Изящных искусств» (l’administration des Beaux-Arts) .
Дарсель писал историко-критические статьи для альманахов «Journal de Rouen» и «L’Illustration», начинал свои археологические исследования в 1853 году с серии исследований истории Меровингов , Каролингов и средневекового искусства в «Археологических Анналах». В 1871 году министр просвещения, культуры и изящных искусств Жюль Симон призвал Дарселя возглавить Национальную мануфактуру Гобеленов . Он провёл там необходимые реформы и стал приобретать эрудицию в области искусства и художественных ремёсел средневековой Франции. Он публиковал статьи на эту тему в «Revue des Arts décoratifs» и обобщил свои изыскания в монографии «История ткачества» (Histoire de la Tapisserie; в 2-х т.).
После кончины в 1842 году Александра дю Соммерара парижский Музей Терм и Отеля Клюни долгое время оставался без достойного руководителя. В 1885 году его директором стал Альфред Дарсель. Он провёл реструктуризацию коллекций, осуществил новые приобретения, такие как уникальные расписные эмали Леонара Лимозена , бронзовая скульптура Жанны д’Арк из коллекции Одио, еврейская коллекция И. Штрауса и многое другое.
А. Дарсель публиковал заметки по истории фаянса , художественных эмалей и предметов французского ювелирного искусства, находящихся в собрании Лувра («Notice des faïences Italiennes», «Notice des faïences Italiennes», «Notice des faïences Italiennes», «Enamels and Goldsmiths»; 1864—1869). В сотрудничестве с Эдуаром Гишаром он написал важную работу по истории гобеленов , заметки о Национальной мануфактуре гобеленов и о коврах Мануфактуры Савоннери (1884). Дарсель составил полную опись гобеленов для «Общей инвентаризации художественного богатства Франции» (l’Inventaire général des Richesses d’art de la France), Каталог ретроспективной выставки французского искусства в Трокадеро в 1889 году (разделы Средневековья и эпохи Возрождения, в сотрудничестве с Эмилем Молинье) и, наконец, он является автором многочисленных критических статей в «Gazette des Beaux-Arts» и трёх томов заметок о путешествиях по Италии, Мальте и Испании.
Альфред Дарсель был другом и консультантом русского коллекционера А. П. Базилевского , он составил каталог его коллекции с описанием 561 предмета. Публикация каталога в 1874 году принесла собранию Базилевского европейскую известность.
Во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов, несмотря на возраст, Дарсель без колебаний записался добровольцем в армию. Заслуги Дарселя в становлении французской школы археологии Средневековья и эпохи Возрождения трудно переоценить. В 1873 году Дарсель стал Офицером Академии, в 1875 году — рыцарем ордена Железной короны , в 1854 году получил орден Почётного легиона . Он также был инспектором Комиссии по историческим памятникам.
Дарсель скончался в Париже от лёгочной недостаточности, похоронен в родном городе Руане .