Interested Article - Гобелен из Байё

Фрагмент гобелена из Байё: Вильгельм Завоеватель

Гобеле́н из Байё , также ковёр из Байё ( фр. tapisserie de Bayeux ) — памятник средневекового искусства романского периода , выполнен в редкой технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м с подчёркиванием силуэта ярким цветным контуром, стебельчатым швом, получившим особое название: «шов Байё» . Гобелен изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе , создан в конце XI века . В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики . В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр « Память мира » .

Наименование

В русском языке присутствует двойственное наименование данного объекта «гобелен из Байё» и «ковёр из Байё». Это вызвано тем, что французское слово tapisserie не имеет однозначного перевода на русский язык — им может обозначаться любой для покрытия стен (ковёр, гобелен, обои и так далее) , в то время как родственное ему слово tapis обозначает ковёр для покрытия пола, но также и ткань для покрытия любых горизонтальных поверхностей (покрывало, скатерть и так далее) . Напротив, как русское слово «ковёр» употребляется вне зависимости от предназначения — он может быть как напольным, так и настенным . Поскольку гобелен из Байё предназначался для покрытия стен, а не пола, использование термина «гобелен» представляется предпочтительнее, несмотря на его анахроничность (производство гобеленов возникло только в 1662 году) .

Авторство, техника и стиль

Самое раннее письменное свидетельство о гобелене содержится в описи имущества кафедрального собора Байё , датированной 1476 годом. Настоящий автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма I Завоевателя , её придворными вышивальщицами . Во Франции он известен как «Гобелен королевы Матильды» ( фр. tapisserie de la reine Mathilde ).

В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания гобелена мог быть епископ Байё Одо , единоутробный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на гобелене изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда ; гобелен хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, он создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е годы) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком гобелена действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте . Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на гобелене являются производными от англосаксонских , а , использованные при создании гобелена, были широко распространены именно в Англии . Существует предположение, что авторами гобелена из Байё были монахи монастыря Святого Августина в Кентербери .

Гобелен представляет собой аппликацию разноцветными тканями с вышивкой на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись тамбурный , стебельчатый шов , получивший в истории ковроткачества специальное название: «шов Байё». Более тысячи сцен — битвы всадников, корабли — выполнены в технике, характерной для народной норманнской вышивки, а необычайно выразительные, хотя и наивные по рисунку, архаичные силуэты типичны для раннего романского искусства , также имеющего в истории ткачества специальное название: «англиканское творение» ( лат. opus anglicanum ) .

Весь гобелен из Байё. Индивидуальные изображения каждой сцены находятся на надписях на гобелене из Байё . (Необходимо провести влево или вправо.)
Гобелен из Байё

История обнаружения

Гарольд, направляющийся в Нормандию

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе . Первые репродукции гобелена были опубликованы в 1730-х годах Бернаром де Монфоконом . В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из гобелена покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность гобелена, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 году Наполеон I вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе . Бо́льшую часть Второй мировой войны гобелен провёл в подземельях Лувра .

В настоящее время уникальный гобелен выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет

Появление кометы Галлея в 1066 году. Фрагмент гобелена из Байё, около 1080 г.

Изображения, вышитые на гобелене, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию ; его пленение людьми Ги , графа Понтье , и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана ; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы , предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш ; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы гобелена отразили нормандскую точку зрения на события 1066 года. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд , хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского , помазание осуществлял архиепископ Элдред , рукоположённый в полном соответствии с церковными канонами.

Часть гобелена длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Morant A. de. Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours. — Paris: Hachette, 1970. — P. 283
  2. Stacy L. Boldrick. Bayeux Tapestry // Medieval France: An Encyclopedia. — New York; London, 1995. — Р. 191
  3. (англ.) . UNESCO. Дата обращения: 20 декабря 2009. 18 февраля 2012 года.
  4. (фр.) . Dictionnaire Larousse en ligne . Дата обращения: 26 мая 2022. 26 сентября 2018 года.
  5. (фр.) . Dictionnaire Larousse en ligne . Дата обращения: 26 мая 2022. 10 мая 2021 года.
  6. . Грамота.ру . Дата обращения: 26 мая 2022. 26 мая 2022 года.
  7. // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 280—281. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  8. Власов В. Г. Байо // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 22

Ссылки

Источник —

Same as Гобелен из Байё