Десятичная система счисления
- 1 year ago
- 0
- 0
Восьмери́чная систе́ма счисле́ния — позиционная целочисленная система счисления с основанием 8 . Для представления чисел в ней используются цифры от 0 до 7 .
Восьмеричная система чаще всего используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Характеризуется лёгким переводом восьмеричных чисел в двоичные и обратно, путём замены восьмеричных чисел на триплеты двоичных. Широко использовалась в программировании и компьютерной документации, однако позднее была почти полностью вытеснена шестнадцатеричной .
Восьмеричная система применяется при выставлении прав доступа к файлам и прав исполнения для участников в Linux -системах .
08 = 0002 18 = 0012 28 = 0102 38 = 0112 48 = 1002 58 = 1012 68 = 1102 78 = 1112
Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо заменить каждую цифру восьмеричного числа на триплет двоичных цифр. Например: 2541 8 = [ 2 8 | 5 8 | 4 8 | 1 8 ] = [ 010 2 | 101 2 | 100 2 | 001 2 ] = 010101100001 2 .
Языки юки и паме используют восьмеричную систему счисления.
Ряд языков программирования , в частности, Си / C++ , Ada , Perl , Java и Python (до 3.0), имеют специальный синтаксис (аналогичный использованию префикса "0x" для шестнадцатеричных констант) для записи восьмеричных констант с применением ведущего нуля , например, 0644 представляет собой запись литеральной константы с десятичным значением 420 10 .
По статистике, применение восьмеричных констант в программах на языке Си чрезвычайно низко (около 0,1 % от всех литеральных констант, без учета константы «0», технически также восьмеричной). Определенную популярность такие константы сохраняют в случае описания прав на файлы в Unix/POSIX стиле (0666, 0750), и при отдельных случаях работы с битовыми масками, когда программисту проще представлять битовое представление восьмеричных чисел, а не шестнадцатеричных или, тем более, десятичных .
Подобные правила указания системы счисления могут быть неочевидны для программистов и приводят к ошибкам. В некоторых языках существуют рекомендации не использовать такую запись , в других языках такая запись восьмеричных констант запрещена (например, в Python с версии 3 используется префикс 0o ) или не используется (например Rust и D ).
Некоторые версии языка Бейсик используют для записи восьмеричных констант префикс &O, например, &O644. Здесь O — это не ноль, а буква латинского алфавита , обозначающая английское слово Octal (восьмеричный).
Объединение двоичных разрядов в триплеты битов применялось системах команд и, как следствие, в языках ассемблера советских ЭВМ « Минск-22 », БК-0010 и БК-0011 , ДВК и других.