Interested Article - Фу Си

Фу Си ( кит. упр. 伏羲 , пиньинь fúxī или 宓犧, 虙羲), иначе Паоси ( кит. трад. 庖犧 , упр. 庖牺 , пиньинь páoxī ), Тай хао ( кит. 太昊 ) — легендарный первый император Китая ( Поднебесной ), божество — повелитель Востока .

Изображение Фу Си на шёлке, середина XVIII века, эпоха Цин

Предание

Фу Си с Восемью Триграммами и черепахой . Картина сунского художника

Фу Си считался владыкой Востока и представлялся существом с телом змеи или луна , но с человеческой головой (описание Хуанфу Ми , 215—282), т.е в виде нага . Его временем года была весна , помощником был дух дерева , державший в руках циркуль , который Фу Си изобрёл. Цветом Фу Си был зелёный. Его резиденция находилась в Чэнчжоу в Хэнани, в городе который существует поныне .

Рождение Фу Си было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след духа грома, великана , по дороге к берегу озера .

Согласно китайской традиции, люди обязаны Фу Си умением ловить рыбу и приготовлять на огне пищу. Фу Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети. Фу Си считается также изобретателем китайской иероглифической письменности, создавшим первые 8 триграмм , ставших основой для письма и китайской учёности. Эти письменные знаки Фу Си начертал, увидев схожие рисунки и узоры на спине ин-луна , выплывшего из реки Хуанхэ . Фу Си изобрёл музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством .

Супругой Фу Си была его сестра, богиня Нюйва . Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу Си правил с 2852 по 2737 годы до н. э. Он правил 115 лет.

Текстуальные свидетельства

Имя Фу Си впервые упоминается у Чжуан-цзы , 4-3 вв. до н. э., (главы 4, 6, 10, 16), наряду с Жёлтым императором и другими менее известными персонажами, как более или менее известное читателю. Упоминается его имя также и в «Шан Цзюнь Шу» (Книге Правителя области Шан), в « Чжоу би суань цзин » и в « Хуайнань-цзы ».

Миф о создании триграмм изложен в трактате «Чжоу и» ( Книга перемен ). В « Си цы чжуань » Фу Си назван Бао Си.

Фу Си, а также Нюйва , Шэньнун и Юй Великий , описываются Ле-цзы как существа со змеиным телом, головой коровы, носом тигра и лицом человека (蛇身人面,牛首虎鼻) — в пример того, что высшая мудрость не всегда соответствует человеческой внешности.

Свидетельства о Фу Си (Бао Си)

В древности Бао Си был правителем (ваном) Поднебесной. Когда смотрел вверх, тогда наблюдал образы в небе. Когда смотрел вниз, тогда наблюдал образцы земли. Наблюдал узоры птиц и зверей и соответствия земли. Близкое брал у себя. Далёкое брал у вещей. Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм, чтобы проникнуть в добродетель просветлённого духа и распределить по родам (классифицировать) суть десяти тысяч вещей. Создал узелки на верёвках ( узелковое письмо ), сплёл сети и силки, чтобы охотиться и ловить рыбу. ( Си цы чжуань , II, 2)

Ведь наставления, [полученные] без слов, и видение незримого — вот что Фу Си и Шэньнун считали своими учителями. ( Хуайнань-цзы . Глава 9. Искусство владычествовать).

Древние изображения Фу Си

Древнее изображение Нюйвы и Фу Си (справа), было обнаружено в Синьцзяне

Дошедшие до нашего времени изображения Фу Си и Нюйва представляют собой рельефы на камне из различных гробниц первых веков нашей эры, изображения настенной живописи этого же времени или более раннего времени и изображения на шёлке, датируемые VI—VIII вв.

Ранние свидетельства в Европе

Триграммы Фу Си были впервые упомянуты в 1701 году в письме Лейбницу как соображение о бинарной системе исчисления, разработанной последним. Буве сделал попытку отождествить Фу Си с Гермесом Трисмегистом . Книга Explication de l’arithmetique binaire Лейбница, с упоминанием Фу Си, была опубликована в 1703 году .

См. также

Примечания

  1. Фицджералд Чарльз Патрик. История Китая. — Москва: ЗАО Ценрполиграф, 2004. — С. 76—77.
  2. Cammann, Schuyler. «Chinese Hexagrams, Trigrams, and the Binary System». Proceedings of the American Philosophical Society, Vol. 135, No. 4 (Dec.1991):586-7.

Литература

  • Anthony Christie «Chinesische Mythologie», Wiesbaden 1969
  • Anne Birrell «Chinesische Mythen», Stuttgart 2002
  • В.Ежов «Мифы Древнего Китая», Москва 2004.

Дополнительная литература

  • Бай Юй Иконография образов хтонических божеств Фуси и Нюйва на погребальных барельефах периода Дун Хань (25-220 гг. до н. э.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010.№ 126. С. 332—337.
  • Рифтин Б. Л. От мифа к роману. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», М., 1979. По именному указателю.
  • Юань Кэ Мифы Древнего Китая. М., 1987.
Источник —

Same as Фу Си