Interested Article - Геральдика

Фрагмент немецкого Хигхальменского гербовника, около 1485 года
Изображение на гробнице Жоффруа V
Савойский узел на савойской монете 1800 года достоинством в 2 динара

Гера́льдика (гербовéдение; от лат. heraldus — « глашáтай ») — специальная историческая дисциплина , занимающаяся изучением гербов , а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы . Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб , фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур . Корни геральдики уходят в Средневековье , когда и был разработан специальный геральдический язык .

Знаток геральдики — , , или арморист . 10 июня празднуется Международный день геральдики.

История геральдики

Зарождение

Появление геральдики относят к периоду времени между двумя крестовыми походами первым (когда гербов ещё не существовало) и вторым (когда геральдика стала привычна). Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами . Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом , было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты , обычно имевшие миндалевидную форму , различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями . По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей . Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года . Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века .

Некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» ( фр. Le veritable art du blason et l'origine des armoiries ) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама , Ноя , Александра Македонского , Юлия Цезаря и короля Артура , так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике . Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун - инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов , перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов .

На знаменитом гобелене из Байё , изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере .

К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V , умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча , умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I , возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами . Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами . Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, привешенном к документу 1149 года, нет никакого герба, что также говорит не в пользу того, что он обладал гербом .

Распространение

Миниатюра Жана Фуке из « Часослова Симона де Вари » c портретом заказчика, 1455 год
Герцог Рене II Лотарингский . Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру, 1500 год

В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры , уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа , к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов , в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии , Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах , потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей .

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей .

Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров , бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века . Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды , от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах . Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка , характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели .

Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим . Например, были сочинены гербы для Адама , Христа , ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других .

Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном , в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет , а затем в Азию , Африку и Австралию .

Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии . Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы , криптонимы , значки и девизы . Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам . Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением , которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов . В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии .

В России

Общий гербовник дворянских родов Российской империи

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов (« Титулярник », 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга « Символы и эмблемата », содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия , в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся « Общий гербовник дворянских родов Российской империи », включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Геральдические тинктуры (цвета) разделяются на металлы , и финифти (эмали). В геральдике используется девять важнейших тинктур: два металла, пять эмалей и два меха. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, чёрный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла и как самостоятельные уже не использовались. Ныне используется два металла — золото и серебро , а также пять основных финифтей — червлень , лазурь , зелень , чернь и пурпур . Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий .

Символика цветов

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции . Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Основные понятия

  • Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.):
    • гласный герб — прямо указывает на фамилию владельца или название города;
    • полугласный герб — с отдалённым, относительным согласованием между именем города и эмблемами щита.
  • Геральдический щит — основа любого герба; стилизованный щит с гербовыми фигурами на лицевой поверхности (в гербовом поле). Одна из распространённых форм — французский щит .
  • Геральдический язык — язык описания герба, процесс описания называют блазонированием, а само описание — блазоном.
  • Герольд — распорядитель рыцарских турниров , ведавший составлением гербов и родословий.
Оформление щита
  • Деление щита — разделение поля щита на различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий.
  • Гербовые фигуры — все фигуры (не деления), размещённые в щите герба:
    • геральдические — основные фигуры; бывают почётные (например, глава, пояс, столб) и простые (ромб, круг и т. д.);
    • негеральдические — все фигуры, не относящиеся к геральдическим, разделяются на естественные (лев, орёл и т. д.), фантастические (дракон, ангел и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
  • Бризуры — отличительные геральдические знаки младшего поколения.
  • Знаки отмены — включаемые по приговору для обозначения бесчестного поступка.

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Пастуро М. Геральдика. — С. 17.
  3. Левандовский А. П. В мире геральдики. — С. 17.
  4. Woodward G. B. J. . — W. & A. K. Johnston, 1892. — 566 p.
  5. Fox-Davies A. C. . — London, Edinburgh: T.C. & E.C. Jack, 1909. — 716 p.
  6. Пастуро М. Геральдика. — С. 18.
  7. Черных А. П. от 1 декабря 2014 на Wayback Machine // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. — Вып. 74(3-4). — Ин-т всеобщей истории РАН. — М.: Наука. 2013. — С. 124—149.
  8. Пастуро М. Геральдика. — С. 19.
  9. Пастуро М. Геральдика. — С. 13.
  10. Слейтер С. Геральдика… — С. 9.
  11. Пастуро М. Геральдика. — С. 20.
  12. Пастуро М. Геральдика. — С. 16.
  13. Слейтер С. Геральдика… — С. 10.
  14. Слейтер С. Геральдика… — С. 11.
  15. Пастуро М. Геральдика. Проблема датировки // Символическая история…
  16. Пастуро М. Геральдика. — С. 20-21.
  17. Пастуро М. Геральдика. — С. 27.
  18. Слейтер С. Геральдика… — С. 22.
  19. Пастуро М. Геральдика. — С. 24-25.
  20. Арсеньев Ю. В. Геральдика… — С. 17.
  21. Пастуро М. Геральдика. — С. 40-41.
  22. Пастуро М. Геральдика. — С. 30.
  23. Пастуро М. Геральдика. — С. 36-37.
  24. Пастуро М. Геральдика. — С. 38-39.
  25. Медведев М. Ю. от 8 декабря 2011 на Wayback Machine // Геральдика или истинная наука о гербах.

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2 .
  • Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М., 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
  • Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3 .
  • Лукомский В. К. , Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
  • Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1 .
  • Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М. : Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9 .
  • Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9 .
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М. : ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0 .
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М. : АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9 .
  • Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М. : ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Геральдика