Сувенир для прокурора
- 1 year ago
- 0
- 0
« Ру́сский сувени́р » — советский кинофильм режиссёра Григория Александрова, вышедший на экраны 27 июня 1960 года .
Александров планировал, что эта картина вернёт ему былую славу великого режиссера, но она с треском провалилась . Фильм очень много критиковали , и в конечном итоге он «лёг на полку» .
На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт, летевший в Москву из Владивостока . Здесь магистр теологии Джон Пиблс ( Эраст Гарин ), которого интересует вопрос «чем они заменили Бога», американский миллионер Эдлай Скотт ( Андрей Попов ), которого волнует проблема «можно ли Россию вернуть к капитализму », со своим секретарём Гомером Джонсом ( Павел Кадочников ), и итальянская «графиня» Пандора Монтези ( Элина Быстрицкая ), и, наконец, таинственный доктор Адамс. Единственный советский пассажир — инженер Варвара Комарова ( Любовь Орлова ) — вынуждена быть и гидом , и дипломатом , и снабженцем, и массовиком-затейником.
Герои фильма попадают в новый город в Сибири , видят строительство Братской ГЭС , запуск ракеты на Луну. Их представление о Советском Союзе становится совершенно иным.
В финале фильма перевоспитавшийся американский миллионер даёт сенсационное интервью. Главная героиня призывает к миру во всем мире на фоне фресок с изображением Георгия Победоносца , поражающего копьём змея.
Советская критика назвала «Русский сувенир» бессюжетным, идейно слабым, поверхностным, пропагандирующим « архитектурные излишества в строительстве в период культа личности Сталина» . В частности, сатирический журнал « Крокодил » опубликовал рецензию на фильм, в которой режиссёр и актёры подверглись осмеянию .
Сама Любовь Орлова назвала свою работу в этом фильме неудачной: «Что ни кадр, то пустота… А у меня перепевы и перепевы самой себя… Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторять когда-то найденные приёмы, но у меня уже ничего не получается» .
Элина Быстрицкая в 2003 году отмечала: «Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме „Русский сувенир“, где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился» .
Питер Роллберг в «Историческом словаре русского и советского кино» пишет, что фильм «без сомнения, доказал, что официальный имидж актрисы стал анахронизмом, несмотря на постоянное восхищение миллионов зрителей» .
Александр Малахов (« Коммерсантъ »), оценивая данную работу Александрова и Орловой, написал: «Освободиться от идеологических штампов они не смогли, а в 60-е годы истории о перевоспитавшихся американских миллионерах вызывали не смех, а раздражение. „Русский сувенир“ провалился» .
А. В. Фёдоров , описывая сюжетные и иные стереотипы картины, пишет:
приёмы изображения действительности: откровенно условные (в рамках жанра), но вся советская обстановка и все советские персонажи показаны с симпатией. Зарубежные персонажи показаны карикатурно, но это не злая, а, скорее, добродушная карикатура .
<…> Все советские персонажи патриотичны, искренне верят в преимущества советского строя над буржуазным, обаятельны, вежливы, предупредительны, готовы помочь непривыкшим к сибирскому быту изнеженным иностранцам, неплохо одеты (по тогдашним советским понятиям), у них правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам плакатного образа идеального советского труженика. Иностранцы выглядят утрированно, одеты ярко, часто нелепо, много и активно жестикулируют, эмоционально неуравновешенны .