Interested Article - Марцинковский, Владимир Филимонович

Влади́мир Филимо́нович Марцинко́вский (2 августа 1884 — 9 сентября 1971) — христианский мыслитель, публицист, богослов и общественный деятель. Один из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Российской империи .

Известен многочисленными книгами, брошюрами, статьями, лекциями и проповедями . Предпринимал попытки реформирования Русской православной церкви в вопросе доктрины крещения по вере и в других вопросах . Евангельски обновлённое православие вместе с протестантизмом, по Марцинковскому, должны были стать очагом духовного пробуждения общества . Сохраняя принадлежность к православной церкви, нёс служение протестантского пастора и евангелиста .

В 1923 году был выслан из СССР и после переездов по Европе в 1930 году обосновался в Палестине .

Биография

До обращения

Владимир Марцинковский родился в 1884 году в селе Дермань Волынской губернии Российской империи . Через год после рождения Владимира его семья переехала в Гродно . Его мать была дочерью православного священника и воспитывала Владимира в христианском духе. В Гродно была община баптистов , собрания которой посещал Владимир, будучи гимназистом . Вместе с дедом он часто читал Священное Писание . Зная Евангелие и присутствуя на богослужениях, Владимир замечал, что чтец многое пропускает. В ответ на вопрос внука дед отвечал, что народу необязательно всё знать .

В 1902 году, после окончания с серебряной медалью гимназии, Марцинковский поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета , который окончил с отличием .

В начале своего студенчества Владимир не являлся в полной мере христианином и на вопрос о вере во Христа отвечал, что ему это безразлично . В университете он познакомился с Павлом Николаи — основателем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Благодаря Николаи в 1904 году Владимир Марцинковский пережил обращение ко Христу. « Христос — живой, спасающий, меня возлюбивший — стал реальностью », — вспоминал Марцинковский .

Служение в РСХД

Пережив изменение мировоззрения, он загорелся идеей « хождения в народ ». На каникулах Владимир Марцинковский путешествовал по Волге с ящиком христианской литературы, распространяя её по окрестным деревням .

Конференция Русского студенческого христианского движения в финском городе Тавастегус (совр. Хямеэнлинна ) в 1913 году

По окончании обучения в 1907 году он преподавал словесность в мужской и женской гимназиях Гродно . Для растущего РСХД требовались служители, и в 1913 году Павел Николаи пригласил Марцинковского работать в этом движении в Москве. Он согласился. Родные Марцинковского восприняли смену вполне престижной перспективной работы на неопределённое будущее как безумие, но не смогли отговорить .

В качестве одного из лидеров РСХД Владимир Марцинковский в 1913 году посетил конференцию YMCA в США и вступил в члены организации. Ему предложили служить координатором YMCA в Москве и назначили зарплату . В качестве представителя YMCA Марцинковский посещал высшие учебные заведения России и много путешествовал с христианскими лекциями. Некоторые из этих лекций впоследствии были изданы в виде отдельных брошюр, статей и книг (см. раздел ). Владимир Марцинковский одинаково успешно проповедовал и крестьянам в глубинке, и столичной интеллигенции. Он хорошо знал не только Библию, но и православное Священное Предание , часто цитируя « отцов Церкви ». Лекции нередко сопровождались музыкой, иногда Марцинковский сам играл на скрипке .

Он также участвовал в работе Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьёва , поддерживал общение со старцами Оптиной пустыни , встречался с Павлом Флоренским .

В Советской России

После прихода к власти большевиков Владимир продолжал выступать с лекциями на христианскую тематику, он также участвовал в антирелигиозных диспутах, отстаивая позиции христианства . Марцинковский присутствовал в качестве гостя на Поместном соборе Русской православной церкви 1917—1918 годов , не оправдавшем его надежд на реформирование РПЦ .

В начале Гражданской войны он оказался в Самаре , которая длительное время была отрезана от Москвы боевыми действиями. Лекции Марцинковского пользовались успехом, и благодаря просьбам студентов Самарского университета , в 1919 году он получил должность профессора на кафедре этики университета. Там же, в Самаре 11 мая 1919 года он был арестован после лекции «Можем ли мы жить без Христа?», в которой назвал атеизм безумием . На следующий день был отпущен под подписку о невыезде .

Осенью 1919 года Марцинковский вернулся в Москву, откуда отправился в поездку по провинциальным городам с лекциями. В 1920 году на диспуте в Политехническом музее Москвы вместе с несколькими другими религиозными деятелями выступал в качестве оппонента Анатолия Луначарского . Диспуту предшествовали лекция Луначарского «Почему не надо верить в Бога» и ответная лекция Марцинковского «Почему надо верить в Бога». Победа на диспуте досталась Марцинковскому .

В сентябре 1920 года Владимир Марцинковский принял крещение по вере у меннонитского проповедника Якова Тевса, однако не присоединился к протестантской церкви, а остался в православии .

В заключении

В Москву к нему приехали мать и сестра. Они вместе снимали квартиру, начали налаживать быт, однако 4 марта 1921 года Марцинковский был вновь арестован. Он содержался в камере подотдела ВЧК, где вместе с ним находилось около 70 человек, в основном, политзаключённых. Владимир Марцинковский устраивал для них «воскресные чтения» и лекции .

11 апреля он был переведён в Таганскую тюрьму , где помимо уголовников содержались и видные представители РПЦ (в том числе бывший обер-прокурор Святейшего синода Александр Самарин , митрополиты Казанский Кирилл (Смирнов) и Варшавский Серафим (Чичагов) , архиепископ Самарский Филарет (Никольский) и другие). Тюремное начальство отвело православным арестантам помещение для богослужений. Марцинковский посещал их, однако митрополит Кирилл не допустил его к причастию из-за недавнего крещения у протестантов .

В тюрьме Марцинковский осваивал переплётное дело, слушал курсы английского языка и брал уроки иврита у одного из заключённых-евреев. Он организовал группу по чтению Евангелия . Был освобождён 14 октября 1921 года после более чем семимесячного заключения .

Высылка

Несмотря на данную им при освобождении подписку об осведомлении о запрете агитаторской и организационной деятельности среди молодёжи, оказавшись на свободе, Владимир Филимонович вновь приступил к чтению лекций и работе в студенческих кружках . По словам Н. Соколовой (дочери православного богослова и историка Николая Пестова ), её отец стал верующим после посещения лекции Марцинковского осенью 1921 года . Выйдя с лекции, красноармеец Николай Пестов порвал свой партбилет. Он начал посещать студенческий кружок, в котором встретил свою будущую жену. Со временем Пестов стал ревностным христианином .

Зимой 1922 года Владимир Марцинковский посетил Кремль, безуспешно пытаясь легализовать Христианский студенческий союз . В тот же период он занимался научными исследованиями в рукописном отделе Российской публичной библиотеки по вопросу подлинности евангельских текстов (позднее на этом материале он опубликовал книгу «Достоверно ли Евангелие?») .

В конце 1922 года Марцинковский читал лекции в Одессе, однако был срочно вызван в Москву. По прибытии он узнал, что у него в квартире прошёл обыск, а вскоре его вызвали в ГПУ . Здесь с него взяли подписку о невыезде, а позднее объявили о высылке из СССР на три года. На сборы и отъезд ему дали десять дней. В конце апреля 1923 года Владимир Марцинковский выехал в Прагу . Его высылка дополнила масштабную депортацию интеллигенции из Советской России (« Философский пароход ») .

Неудача с эмигрантским РСХД

В декабре 1935 года Марцинковский посетил женские евангельские курсы в Луцке с лекцией о Святой земле . На фото Марцинковский сидит в центре (с портфелем), слева — его жена Нелли

Первую свою лекцию в качестве эмигранта Владимир Марцинковский прочитал, едва покинув СССР — в Риге по дороге (через родной Гродно ) в Прагу .

В среде русской эмиграции было много молодёжи, и Владимир Марцинковский приступил к привычной деятельности в христианских молодёжных кружках (к тому времени уже существовавших в Париже, Берлине, Праге). Он стал одним из инициаторов первого организационного съезда заграничного Русского студенческого христианского движения (РСХД) в местечке Пршеров ( Чехословакия ) в 1923 году . На съезде произошла переориентации РСХД (а впоследствии и русского отделения YMCA ) на конфессионально-православные позиции . Из-за отказа от свойственного дореволюционному РСХД принципа интерконфессиональности у Марцинковского возник конфликт с другими лидерами движения. Его постепенно отстранили от организационной работы в РСХД, и впоследствии Марцинковский сотрудничал с этим движением лишь эпизодически, на уровне частных контактов с отдельными представителями (например, Николаем Зёрновым ) .

Сотрудничество с протестантами

Владимир Марцинковский тесно сотрудничал с миссией « Свет на Востоке ». Её руководители Вальтер Жак и Яков Крекер часто сопровождали Марцинковского в поездках, занимаясь организационными вопросами по проведению лекций . Штаб-квартира миссии в то время располагалась в городке Вернигероде в Германии. Здесь Марцинковский в 1927 году написал книгу «Записки верующего», повествующую о духовном труде сначала в дореволюционной, а затем и в Советской России . В СССР эта книга оставалась запрещённой до самого падения Советской власти .

Марцинковский поддерживал общение с лидером евангельских христиан Иваном Прохановым и создаваемым им эмигрантским Всемирным союзом евангельских христиан (и даже рассматривался в качестве одного из возможных руководителей этой организации), писал для журнала евангельских христиан « Евангельская вера » . Как отмечал историк Вильгельм Кале, между Прохановым и Марцинковским было мало теологическо-догматических различий, однако Марцинковский являлся сторонником полной свободы, в то время как Проханов пытался организационно совместить свободу и единство .

Владимир Филимонович продолжил читать лекции на христианскую тематику, странствуя по Европе. До войны он регулярно приезжал проповедовать на родной Волыни и в белорусском Полесье , входивших в то время в состав Польши . В середине 1930-х годов, находясь в Варшаве, он обратился в советское консульство с просьбой разрешить ему вернуться в СССР. На вопрос, чем он намерен заниматься в СССР, Марцинковский ответил, что будет призывать людей к вере в Бога. Ему незамедлительно отказали .

В Израиле

Город Хайфа и гора Кармил в Галилее. Иллюстрация к одной из лекций Марцинковского, опубликованной в журнале евангельских христиан « Евангельская вера », 1932 год

С 1930 года Марцинковский обосновался в Палестине , где женился на Нелли Шумахер — диаконисе общины темплеров и дочери библейского археолога (нем.) (. Нелли часто сопровождала мужа в поездках с лекциями по Европе .

Живя в Палестине, а впоследствии в Государстве Израиль , Марцинковский освоил арабский и сирийский языки, улучшил свой иврит (за свою жизнь он овладел десятью языками, включая библейские ). В его доме на склоне горы Кармель () часто бывали христиане — арабы, евреи и другие. Проповедуя среди местного населения, он организовал несколько смешанных общин, много лет руководил Хайфской общиной свободных братьев (протестантов евангельского направления) . Издал ряд работ, посвящённых отношениям христианства и иудаизма , а также философии Владимира Соловьёва (автора известной формулы: «если евреи на деле будут евреями, а христиане — христианами, то они станут братьями») . Часть этих работ Марцинковского переведена на иврит.

Вскоре после победы Гитлера на выборах в Германии Марцинковский побывал в Берлине, где читал евангелизационные проповеди для местных евреев. Кроме евреев, на одно из собраний пришла большая группа молодых нацистов в униформе. Когда Марцинковский стал выступать против антисемитизма , они вскочили с мест и стали кричать: «Убирайтесь вон! В Палестину!» Однако Марцинковский не отказался от дальнейших лекций. Штурмовики приходили и туда, и там тоже нарушали порядок .

Новый дом

В 1943 году у Владимира Марцинковского и его супруги возникли проблемы: непомерно выросли налоги на их дом и большой участок земли. Они стали думать о продаже недвижимости и переезде в другой израильский город. Марцинковский помолился о разрешении этой проблемы. Пребывая в молитвенном размышлении, он открыл Библию и наткнулся на стих: « Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего, обитающих уединённо в лесу среди Кармила ; да пасутся они на Васане и Галааде , как во дни древние! » ( Мих. ). Супруги вывели из этого стиха три признака их нового жилья: лес, уединение, центр Кармель () .

На следующий день в городском бюро недвижимости они узнали о продаже участка земли в местечке «Дорога пещеры» — в лесу между отрогами горы, с видом на Средиземное море . Супруги Марцинковские приобрели его и стали строить новый дом. Начавшиеся с 1948 года сложности для христиан в Израиле (запрет христианской проповеди, проблемы на работе, нападения фанатиков) не остановили их . В 1949 году супруги закончили постройку нового дома, назвав его «Адоллам» по аналогии с — пещерой, в которой скрывался Давид . Место действительно оказалось уединённым .

Владимир Марцинковский освоил искусство радиопроповедника. Он выступал на Радио Монте-Карло и Трансмировом радио . Уже в пожилом возрасте он получил в подарок магнитофон , на который стал записывать свои лекции для радиопередач. Он начинал их словами: « Говорит Владимир Марцинковский, гора Кармил в Галилее ». Также он участвовал в научной редактуре украинского перевода Библии Огиенко .

Умер он 9 сентября 1971 года в Хайфе . Был похоронен на интернациональном кладбище Хайфы, на участке, принадлежащем евреям-христианам. На надгробии Владимира Марцинковского выбита надпись: « Имею желание разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше . ( Флп. . Супруга Нелли пережила его на 20 лет, она скончалась в 1991 году. Похоронена рядом с мужем, на её надгробном памятнике высечено: « Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение . ( Флп. .

Идеи

В значительной мере богословские взгляды Владимира Марцинковского сформировались в период «русского Ренессанса начала XX века», когда он посещал кружок христиан-студентов под руководством Павла Николаи . Влияние на богословие Марцинковского оказали труды Павла Флоренского , Николая Бердяева , Сергея Булгакова . Но наиболее близки ему произведения Владимира Соловьёва , к которым Марцинковский апеллировал почти в каждой из своих многочисленных работ .

Идеи Марцинковского, перекликавшиеся с идеями Владимира Эрна , Александра Ельчанинова , Ивана Проханова , оказали влияние на некоторых христианских интеллектуалов . Марцинковский исповедовал недогматическое, , в котором живой опыт стоит выше догмы . Взгляды, отличающиеся от доминирующих в Русской православной церкви представлений в вопросах спасения , крещения , отношения Церкви к государству и воинской обязанности, сблизили его с евангельскими протестантскими конфессиями . Он мечтал, что обновлённое в евангельском духе православие вместе с протестантизмом послужат духовному пробуждению общества .

Духовное обновление общества

Россию, как и другие страны, Владимир Марцинковский мечтал увидеть духовно обновлённой, избавленной от ложных кумиров . В лекции «Евангелие и свобода» (1918 год) он утверждал, что новый общественный строй Советской России требует от людей внутреннего духовного переворота. « Революция строя и форм требует революции духа , — утверждал он. — Свобода может привести к анархии и произволу, если она дана человеку, носящему в душе эгоистические навыки и низшие инстинкты» . По его мнению, только нравственно обновлённый человек способен разумно пользоваться гражданской свободой .

« Тюрем не будет лишь тогда, когда будет устранена главная причина их, то есть грех, всё равно, чей грех — заключаемого в тюрьму или того, кто его сажает, — считал он. — Грех искони построил тюрьму. А грех не сожжёшь никаким физическим пламенем. Он несгораем, а вместе с ним несгораема и тюрьма » . Согласно Марцинковскому, духовное обновление человека возможно только через евангельскую весть о Христе .

Крещение по вере

Обложка книги Владимира Марцинковского «Записки верующего»

Марцинковский был окрещён в младенчестве как православный. Однако с периода своего книгоношества он задумывался о необходимости осознанного крещения. Этот вопрос стал наиболее актуальным для него во время русских революций 1917 года, избрания патриарха Русской православной церкви и Поместного собора 1917—1918 годов , на который он, как и другие религиозные деятели того времени, возлагал надежды о реформировании РПЦ .

Взглядам Марцинковского на крещение посвящена его работа «Крещение взрослых и православие» . В ней на основании Священного Писания и Священного Предания он доказывал губительность принципа «сначала крещение, потом — вера» и правильность принципа «сначала вера, потом — крещение» для любой церкви . В частности, утверждал, что в первоапостольской Церкви практиковалось исключительно крещение по вере (по возрождению через покаяние ) и возражал аргументации о якобы имевшей место практике в то время .

По мнению Марцинковского, практика крещения без веры ведёт к наполнению Церкви духовно мёртвыми людьми и тем самым разрушительна для самой Церкви . Он считал, что такая практика стала общепринятой лишь в VI веке как следствие утверждения господствующего государственного положения Церкви . По его мнению, православная церковь должна отказаться от практики крещения без веры .

В преддверии Поместного собора 1917—1918 годов Марцинковский разработал и представил православным иерархам свой проект реформ РПЦ. Помимо внедрения практики крещения исключительно по вере, Марцинковский выступал за богослужебное чтение Евангелия на русском, а не церковнославянском языке: по его мнению, такой шаг способствовал бы донесению до членов церкви евангельской проповеди и тем самым — осознанности христианской веры . Он был принят лично патриархом Тихоном , а также побеседовал с представителями окружения патриарха. Проект Марцинковского был воспринят относительно благосклонно, однако на самом Соборе не обсуждался.

Исходя из своих убеждений, в сентябре 1920 года, находясь в гостях в немецкой колонии Александроталь , Владимир Марцинковский принял осознанное крещение (крещение по вере) от меннонитского проповедника Якова Тевса . « Была перейдена грань к новому периоду духовной жизни, — вспоминал об этом событии Марцинковский. — Одновременно с этим я не вступил ни в какую общину и не заявлял о своем выходе из Православия, хотя, конечно, уже перестал принадлежать к числу ортодоксально-верующих » . Однако до конца жизни Марцинковский не отделял себя от православия. Как отметил исследователь К. Харченко, в определённой мере Марцинковский пытался примирить православие с протестантизмом, но не на уровне организаций, а на уровне учения .

Отделение Церкви от государства

Вмешательство государства в дела Церкви, сращивание Церкви и государства, как это произошло в Российской империи, в основном, шло во вред Церкви, считал Марцинковский . В книге «Записки верующего» он привёл примеры такого вреда. Так, сельский священник признался Марцинковскому, что не верит в совершаемую им литургию , а служение несёт из необходимости « кормиться ». Подобное отношение вело к тому, что люди бежали от Церкви и даже обращались против неё, не различая, кто в тандеме «Церковь-государство» важнее . Марцинковский привёл в пример и другого « служителя культа », который после революции стал антирелигиозным пропагандистом в том же селе, где служил ранее. « Ему ничего не стоило переменить государственную религию на государственный атеизм », отметил Марцинковский .

Отделение Церкви от государства стало одним из пунктов предложенной Владимиром Марцинковским реформы РПЦ . Это отделение совершилось после революции 1917 года, однако совсем не мирно и не по инициативе Церкви .

Марцинковский был аполитичным человеком и однажды на вопрос о своей партийной принадлежности сказал, что он « теократический анархист », пояснив, что когда все люди уверуют во Христа, государство станет не нужно. В книге «Записки верующего» он одинаково сочувствовал белым и красным .

Христианский пацифизм

К частному проявлению отношений Церкви и государства Марцинковский относил вопрос о военной службе. Согласно принципам Нагорной проповеди , он считал военную службу неприемлемой для христианина . Во время Первой мировой войны его дважды пытались призвать в армию, однако он уповал в этом вопросе на волю Божью и оба раза получал освобождение от призыва по состоянию здоровья . В то же время он воздерживался от крайнего пацифизма . На допросе после пребывания в советской тюрьме он заявил о своих пацифистских убеждениях, добавив, что не вёл антимилитаристской пропаганды .

В 1919 году его вновь попытались призвать, на этот раз уже в Красную армию. К этому времени в РСФСР вышел закон, освобождающий от призыва тех, кто по религиозным взглядам не мог нести военную службу. Однако такому человеку было необходимо доказать суду, что он действительно придерживается пацифистских убеждений. В случае с Марцинковским это было непросто, поскольку формально он оставался православным. Ему удалось это сделать благодаря привлечению в суд в качестве эксперта баптистского пресвитера Павла Павлова .

Взгляды на спасение

В самом начале христианского пути Марцинковский представлял Евангелие как набор нравственных норм, в этом смысле его взгляды были близки к толстовству . Из-за невозможности исполнить все заповеди Евангелия он даже думал покончить с собой, но благодаря проповеди о том, что именно Христос является путём к прощению грехов , пришёл к осознанию спасения по « благодати через веру» ( Еф. ) . Эта весть в дальнейшем красной нитью проходила в его статьях, книгах и проповедях.

Его взгляды на спасение системно изложены в труде «Вечное искупление» (входит в сборник «Слово жизни» ). Владимир Филимонович считал спасение неотъемлемым вне зависимости от условий, в которые попал возрождённый человек . При этом автор чётко разделял понятия « обращения » и « возрождения ». По его словам, « не всякое обращение ведёт к возрождению. Нередко человек, тронутый нашей проповедью, только помолился о спасении (отчасти под нашим давлением), и мы уже говорим ему: ты спасён. Между тем, только Дух Святой может дать человеку свидетельство о спасении изнутри, и лишь полная нравственная перемена к лучшему в жизни грешника может дать нам это свидетельство извне » .

Марцинковский считал, что однажды спасённый человек не может утратить своё спасение, несмотря на то, что « возрождённый человек может падать, хотя его новая природа противится этому ». Истинный христианин, по Марцинковскому, « попав в нравственную грязь, томится и ищет избавления », и не будет « оставаться в грязной луже » . По мнению исследователя Антона Гончаренко, в вопросе спасения Марцинковский отошёл от присущего православию оставления вопроса личного спасения на усмотрение Бога к взглядам, свойственным евангельским протестантам (в частности, баптистам ) .

Память

Некоторые из книг и брошюр Владимира Марцинковского выдержали по два и больше переизданий, в 1990-х годах они были популярны в евангельских церквях . В то же время сам Марцинковский остаётся «человеком малоизученным» , а одна из статей о нём так и называется: «Забытый праведник» . По мнению исследователя Константина Харченко, такой статус отчасти объясняется сложными отношениями Марцинковского с официальными христианскими структурами . Конфессиональные историки обычно рассматривают Владимира Марцинковского « вскользь — как человека межцерковного, то есть ничейного », отметил исследователь М. Черенков, однако, по его мнению, именно такая позиция Марцинковского должна заинтересовать тех, « кто ищет следы большой, то есть общей Реформации ». .

В то же время «духовные чада» Марцинковского встречались в разных конфессиях. Так, митрополит Антоний Сурожский вспоминал о нём: « Из моей духовной биографии нельзя вычеркнуть имя одного баптиста. Мы с ним никогда не встречались, но я с необыкновенным интересом читал его книги. Это Владимир Филимонович Марцинковский. Он ведь всю жизнь занимался христианским просвещением, читал духовно-просветительские лекции в разных местах. Его книги помогли мне сделать решительный шаг к вере, к принятию Иисуса Христа » .

Библиография

  • С ним или против него? : (По драме «Царь Иудейский») : (Читалось в Петроградском и Московском христианских студенческих кружках весной 1914 г.). — Московский христианский студенческий кружок. — М. , 1916. — 16 с.
  • Прощение. — Издание автора. — Вернигероде : Свет на Востоке , 1916. — 7 с.
  • . — М. , 1920.
  • Достоверно ли Евангелие? : На основании первоисточников. — Прага , 1926.
  • Наука и религия. — Прага , 1926. — 46 с.
  • Когда люди станут братьями?. — Вернигероде : Свет на Востоке , 1927. — 46 с.
  • Распятие и Воскресение. — Издание автора. — 1927. — 30 с.
  • Христос грядущий : Лекция, чит. в 1920-1927 г.г.. — Прага , 1928. — 88 с.
  • . — Прага : Tiskem «Legiografie», 1929. — 322 с.
    • Записки верующего. — Новосибирск : Христиан. изд-во «Посох»; М. : Благовестник, 1994. — 271 с.
    • Записки верующего. — СПб. : Христиан. о-во «Библия для всех», 1995. — 269 с. — ISBN 5-7454-0044-7
    • Записки верующего : из истории религиозного движения в Советской России (1917—1923). — Новосибирск : Посох, 2006. — 302 с. — ISBN 5-93958-029-7
  • Христос и евреи : размышления в свете Библии и науки, встречи и впечатления в СССР, Западной Европе и Палестине. — Издание автора. — Прага , 1933. — 110 с.
  • Пособие при изучении Евангелия от Иоанна. — Лодзь , 1937. — 175 с.
  • Душевные струны: Сборник стихов. — Вильно , 1938.
  • . — Корнталь : Свет на Востоке , 1973.
  • . — ( Коннектикут ): Славянское Миссионерское Издательство «Сеятель Истины», 1986.
  • Смысл жизни : Посвящается ближ. и дал. «взыскующим града». — Нью-Йорк , 1950. — 76 с.
  • Смысл страдания. — Корнталь : Свет на Востоке , 1989. — 54 с.
  • Атеизм и культура в современной России. — Вернигероде : Свет на Востоке . — 10 с.
  • Сущность христианства. — Ровно . — 22 с.
  • Христос и раввины. — Ульм : Свет на Востоке . — 30 с.

См. также

Примечания

  1. , с. 167.
  2. , с. 384.
  3. .
  4. ↑ , с. 168.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. .
  8. , с. 173.
  9. , с. 173—174.
  10. ↑ , с. 175.
  11. , с. 182—184.
  12. ↑ , с. 179.
  13. , с. 181.
  14. , с. 185—186.
  15. , с. 186.
  16. , с. 187—188.
  17. .
  18. ↑ , с. 188.
  19. .
  20. ↑ , с. 197.
  21. , с. 178.
  22. , с. 198.
  23. ↑ , с. 233.
  24. , с. 190—191.
  25. ↑ , с. 199.
  26. , с. 85—89.
  27. , с. 88.
  28. , с. 152—157.
  29. ↑ , с. 202.
  30. , с. 192—193.
  31. ↑ , с. 204.
  32. , с. предисловие Соломона Островского.
  33. , с. 200—201.
  34. ↑ , с. 207.
  35. , с. 204—207.
  36. , с. 162—164.
  37. ↑ , с. 206.
  38. ↑ , с. 221.
  39. , с. 210.
  40. , с. 86—88.
  41. ↑ , с. 169.
  42. , с. 173.
  43. , с. 226.
  44. .
  45. , с. 227.
  46. , с. 227—228.
  47. ↑ , с. 229.
  48. , с. 230—231.
  49. , с. 87.
  50. , с. 194.
  51. ↑ , с. 232.
  52. , с. 237.
  53. , с. 234.
  54. , с. 235.
  55. , с. 180—181.
  56. , с. 221—222.
  57. ↑ , с. 222.
  58. ↑ .
  59. , с. 225.
  60. ↑ , с. 166.

Литература

  • Бородинская Л. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19 . — С. 146—165 . — ISSN . (укр.)
  • Гололоб Г. А. .
  • Гончаренко А. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19 . — С. 220—237 . — ISSN .
  • Грачёв Ю. С. Студенческие годы : Повесть о студенческом христианском движении в России. — СПб. : Библия для всех, 1997. — 382 с. — ISBN 5-7454-0097-8 .
  • История ЕХБ в СССР . — М. : ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869—1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle / пер. с нем. П. И. Скворцова. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Коваленко Л. Е. Марцинковский Владимир Филимонович (1884—1971). 3-е издание // Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX—XX вв.. — Киев: Центр христианского сотрудничества, 2006. — С. 204—207 .
  • Подколзина О. И. . — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2013. 4 января 2018 года.
  • Попов В. А. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19 . — С. 197—208 . — ISSN .
  • Попов В. А. // НГ Религии. — 2004. — № 15 (145) . — С. 6 .
  • Попов В. А. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19 . — С. 209—213 . — ISSN .
  • Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего / под общ. ред. Сергия (Соколова), епископа Новосибирского и Бердского. — М. : Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001.
  • Харченко К. // Богомыслие : альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19 . — С. 166—196 . — ISSN .
  • Черенков М. // Богословские размышления: Евро-Азиатский журнал богословия. — 2016. — Т. 17 . — С. 168—179 . — ISSN .
  • Шевелёв В. // Голос истины.

Same as Марцинковский, Владимир Филимонович