История фотографии
- 1 year ago
- 0
- 0
Иллюстрации в Википедии нужны. Это не только «красиво», но нужно. Иногда картинка в статье значит едва ли не больше, чем текст. Но в отличие от «просто статей», статьи в Википедии — энциклопедические. Именно такими и должны быть фотографии. А это означает:
Из этого вытекают некоторые параметры съёмки (не все они выполнимы, но к ним надо стремиться):
Это скучно. Хочется эксперимента, творчества. Но это очень сложно — куда сложнее, чем поймать «живой» ракурс. Нужно не поймать ракурс, а сделать качественную фотографию. Если вы сможете делать хорошие фотографии для Википедии — и творчество вам будет легко доступно.
Бич и катастрофа. 66 % того, что вы увидите, нельзя загружать в Вики. Просто потому, что оно защищено Авторским правом . И не имеет значения, что автор делал это для всей страны, для всех людей в советское время. АП сурово, а внезапно обнаруживающиеся «наследники» совсем не так думают. И закон их поддерживает.
НЕЛЬЗЯ загружать под свободными лицензиями:
МОЖНО загружать:
Музеи можно разделить на несколько категорий:
По отношению к фотографированию (к счастью, почти все музеи фотографирование разрешают):
По стилю фотографии:
Самым приятным объектом для фотографии является скульптура без стеклянной коробки. Этот объект можно снимать (чаще всего) нормальным или теле-объективом, есть свобода выбора равноправных ракурсов, есть элемент творчества, работы со светом, с кадрированием и т. д. Так что начинать лучше всего с скульптуры.
Всё остальное имеет тот или иной уровень дискомфорта (для фотографа и зрителя).
Главный враг любого фотографа — стекло. Все интересные экспонаты (за редким исключением) находятся за стеклом. Стекло даёт блики. Для вспышки — очень сильные блики. Более слабые (но не более приятные) блики идут от окон, ламп, соседних витрин (подсветки в витринах) и т. д. Всё это следует учитывать. Вторая проблема стекла — проблема автофокуса. Многие фотоаппараты путаются между «пылью на стекле» и тем, что за стеклом. Особо умные фотоаппараты могут вообще сфокусироваться на отражении.
Кроме того, блики могут появиться и на других поверхностях: на металлических (не страшно), на картинах (плохо).
О съёмках картин мы поговорим отдельно, сначала о борьбе с бликами на стекле.
Итак, главное перед фотографированием — понять, можно ли это снять. Условия успешной съёмки:
Частично проблему бликов можно решить использованием поляризационного фильтра, но это позволяет убрать общую засветку. Отражение лампы и/или солнышка за окном убрать не удастся. (Обратите внимание: поляризационный фильтр «ест» свет, так что придётся либо увеличивать выдержку, либо поднимать чувствительность, либо раскрывать диафрагму — это всё ведёт к ухудшению изображения).
Одной из проблем съёмок являются габариты предметов. Ну невозможно снять в музее военной техники ракетную установку длинною в 20 метров, при условии, что вы находитесь на расстоянии 2 метра от неё и отойти дальше не получается. В принципе, фишай позволяет снять — но это будет изображение очень плохое (из-за геометрических искажений), и даже если его скорректировать — некрасивое (из-за сильно меняющегося фактического разрешения разных фрагментов). В этих условиях надо либо сдаться (да, есть вещи, которые не сфотографировать), либо искать характерные ракурсы. Например, ту же ракету в 20 м можно снять под очень острым углом. Это будет плоховато, но терпимо. Можно снять фрагмент характерного оформления (этого тоже не достаточно, но хоть что-то). Можно сделать панораму — и долго мучительно сводить её. В некоторых случаях всё же проще отступиться.
Со времён написания предыдущего абзаца появилась фотограмметрия : технология, которая превращает множество фотографий предмета в трёхмерную модель, с которой можно удалить загораживающие предметы, и отрендрить изображение.
Ретушь — очень опасный процесс. С одной стороны, хочется поправить изображение (например, убрать неприятный блик с краю), с другой стороны, существует большая вероятность получить вместо оригинальной фотографии, некоторое её подобие. Цель фотографии — документальная, научная. Достоверность изображения является куда более важным фактором, чем «приятность для глаза» (хотя никто не говорит, что неопрятно снятая фотография — хорошо).