Значимость числа три лежит в библейских ежегодных трёхкратных
паломничествах
всех мужчин к
Храму
, трёхкратной
молитве
в течение дня, в трёхдневных, трёхмесячных или трёхгодичных сроках для совершения какого-либо акта; в трёхкратных
поклонах
, трёх священнических благословениях; сюда же относится часто упоминаемый обычай нападать на врагов с трёх сторон
. Однако, славянское слово «троица» в Священном Писании не встречается
.
Содержание
Танах
Следующее место за числом семь, по значению в Библии, занимает число три. Возможно, что исторически исходным пунктом для сильного выдвигания числа три стала его роль в
вавилонском
представлении ο мире, состоящем из трёх частей: неба, земли и преисподней
. Авторы
ЕЭБЕ
предлагают для сравнения аналогичные фразы из Библии
:
«что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (
Исх.
);
царь
Давид
молился 3 раза в день «вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» (
Пс.
).
Числа, кратные трём
Из чисел, кратных трём, часто присутствует число
30
. Оно является:
определением значительного числа людей (
Суд.
,
);
выражением более продолжительного срока для совершения какого-либо деяния, как, например, 30-дневный траур по
Аарону
и
Моисею
(
Чис.
;
Втор.
);
обозначением фиксированной оценки раба (30
сиклей
;
Исх.
)
.
Три с половиной периода времени у Даниила — «времени и времён и полувремени» (
Дан.
,
) — это половина семи, отмечают авторы ЕЭБЕ
. В
палестинской традиции
чтение
Торы
распределяли на 3.5 года так, чтобы за 7 лет прочесть Тору дважды
.
Талмуд, Мидраш
Талмуд
оперирует теми же числами, что и Библия. Так, в религиозной и правовой жизни евреев:
затрапезную молитву читают громко при трёх участниках
;
затрапезная молитва
изначально была составлена из трёх благословений (первое благословение —
славословие
Богу, второе — о
земле
, третье — об
Иерусалиме
), которые оканчивают словом «
аминь
», что доказывает, что сначала затрапезная молитва была составлена лишь из трёх благословений
, четвёртое благословение было добавлено позднее для проведения
поминок
на еврейских
похоронах
;
созданы 3 вида молитвы «Кдуша»
для разных моментов богослужения, в основе которой стих-троица «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (
Ис.
);
о трёх временах суток для молитвы Богу «мы благодарим Тебя вечером, утром и в полдень» упомянуто в
благословении
18 молитвы «
Амида
».
молитва «
Ашре
», которую именуют по трижды повторяющемуся слову в двух вводных стихах
В Талмуде написано ο трёх лицах, связанных общей любовью; ο трёх лицах, свободных от адской кары
.
Символическое значение числа три основано на том, что оно — первое нечётное после единицы. Под влиянием
парсизма
, любимыми числами стали нечётные
.
В числовой мистике
Числовая мистика была изложена в отдельной книге «
Сефер йецира
», где теория чисел имеет некоторые следы философской мысли. Особенно важное значение придаётся в книге числу три и, соответственно, трём буквам אוי
(
матрес лекционис
— «матерям чтения» среди согласных) еврейского языка, символизирующим огонь, воду и
солнце
.
Различные комбинации чисел образуют тайну бытия и мирового процесса, тайну божественного Промысла, а также всех религиозных и этических принципов. Число перестаёт быть атрибутом объектов и само становится сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И всегда при этом повторяются главнейшие из чисел — 3, 7 и 10:
семь
— символ дисгармонии, ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих чисел первого десятка и этим от них отличается; оно «непроизводительно» и изолировано;
десять
, напротив, уничтожает дисгармонию мира и является синтезом в сфере идей; символ абсолютного единства
.
В то время как
мотазилитическая
религиозная философия предпочитает число три и установила 3 божественных атрибута, каббалистический
пантеизм
выдвигает на первый план число десять
.
Числовую мистику развил
Авраам ибн Эзра
в труде «Йесод мора».
Каббала
переняла и дальше развила эту мистику
.
— статья из
Электронной еврейской энциклопедии
«Впоследствии сюда прибавили еще четвёртое славословие
ха-Тов ве-ха-Метив
(«Благий и творящий добро»), на основании принятого законоучителями после адриановских гонений постановления — ввиду полученного из Рима разрешения предать погребению очень долгое время остававшиеся без такового останки защитников Бетара; с течением времени славословие это ещё более удлинилось, преимущественно путём введения в него ряда молитв, начинающихся словом הרחמן (
ха-Рахман
)»