Interested Article - Хамрийят

Хамрийя́т ( араб. خمريات ‎, перс. خمریه ‎ — винная поэзия ) — поэтический жанр, посвященный воспеванию вина (в исламской теологии именующегося хамром ) и застольных наслаждений. Эта тема появляется уже в наиболее ранний период доисламской арабской поэзии , первоначально в качестве составной части касыды , например, у аль-Аши и . Зарождение жанра в значительной степени связано с городом аль-Хира — столицей государства Лахмидов — для которого была традиционной христианская культура. Самым известным поэтом хирской школы признан Ади ибн Зайд (умер ок. 600) . Получив дальнейшее развитие в поэзии аль-Ахталя , она достигает наивысшего расцвета в творчестве Абу Нуваса , развившего её в отдельный жанр.

Ещё одним источником винно-гедонической темы в творчестве Абу Нуваса могла быть и доисламская персидская поэзия , несомненно воспевавшая вино. В новоперсидской поэзии тема появляется в творчестве Рудаки , Хайяма и их современников, позднее в диванах поэтов Фаррохи и особенно Менучехри , создавшего цикл застольных песен в строфической форме мусаммат . В дальнейшем винная поэзия остается значительным элементом светской касыды в персоязычной литературе. Иносказательное значение приобрела винная тема в суфийской поэзии .

«Этапы становления жанра в период с VI по IX в. отражали эволюцию всей арабской поэтической системы и были обусловлены изменениями в понимании принципов литературного творчества. Со становлением индивидуально-авторского начала, первые признаки которого наметились ещё в доисламскую эпоху, постепенно менялся стиль произведений. Поэты, в частности, стали уделять больше внимания средствам фигуративной речи. На эволюцию стиля повлиял и ещё один важный фактор, а именно изменение функции поэзии. Если на начальном этапе устная поэзия являлась „особым типом социальной памяти“ и выполняла функцию „универсального достоверного знания“ (термины П. А. Грязневича ), то со временем она начинает регулироваться новыми, во многом эстетическими критериями. Поэтический текст переходит от отождествления с реальностью к её отображению. Мастерство автора определяется не достоверностью произведения, а искусностью передачи действительности, художественным вымыслом. Отделение нравственных критериев от литературно-эстетических имело самое прямое отношении к винной поэзии. Основной объект описания хамриййат, свойство которого кардинально менять местами ценности (прекрасного и безобразного) в действительности порицалось, благодаря разделению в поэзии эстетического фактора от этического имел полное право на существование».

В персидский поэзии особый вид жанра составляют так называемые сакинаме — восхваление кравчего (саки) и вина, дарующего забвение и уход от неразрешимых противоречий бытия.

В наши дни образцы жанра встречаются в виде подражаний средневековым поэтам:

О вине (подражание Хайяму)

Выпьем сладкого вина
По кувшину и до дна!
Чтобы всем была видна
Наших мыслей глубина…

( П. Густерин ).

Примечания

  1. Дмитриев, Кирилл. [libking.ru/books/sci-/sci-religion/547083-kirill-dmitriev-poeticheskaya-shkola-al-hiry-i-istoki-arabskoy-vinnoy-poezii-na-primere-kafiyyi-adi-ibn-zayda-al-ibadi.html Поэтическая школа ал-Хиры и истоки арабской винной поэзии на примере кафиййи ‘Ади ибн Зайда ал-‘Ибади].
  2. Дата обращения: 27 августа 2014. 3 сентября 2014 года.
  3. от 6 февраля 2015 на Wayback Machine .

Литература

Источник —

Same as Хамрийят