Interested Article - Ли, Анна (религиозный деятель)

Анна Ли ( англ. Ann Lee ; 29 февраля 1736 8 сентября 1784 ), также известная как Матушка Анна Ли ( Mother Ann Lee ), Анна Мир ( Ann the World ) и Энн Элизабет Лис ( Ann Elizabeth Lees ) — британская и американская религиозная деятельница, с 1772 по 1784 год — руководительница «Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Христа» , более известного как шейкеры. В 1774 году, спасаясь от гонений, она вместе с небольшой группой единоверцев эмигрировала из Англии и поселилась в штате Нью-Йорк . Анна Ли публично проповедовала и возглавляла религиозную организацию шейкеров в те времена, когда лишь немногие женщины были религиозными лидерами .

Детство и юность

Родилась 29 или 28 февраля 1736 года в доме на улице Тоад Лейн ( англ. Toad Lane ; позднее Todd's Street ) в Манчестере , Англия . В этом же доме и жила вплоть до отъезда в Америку. Отец — свободный ремесленник Джон Ли ( John Lee ) (или Джон Лиc ( John Lees ) ), который днём работал кузнецом, подковывал лошадей , а по ночам нередко подрабатывал портным, шил одежду . Таким же ремеслом промышлял и родной брат Анны Уильям . Тогда индустриализация в Англии была ещё на ранней стадии, и продукция ремесленников-одиночек и небольших мануфактур оставалась конкурентоспособной, а тех значительных экологических и социальных проблем, которые возникли в Манчестере и других промышленных городах позднее, во времена детства Анны Ли ещё не было . Но уже создавались крупные мануфактуры и фабрики, бурно развивавшиеся за счёт сверхэксплуатации труда нищих работников, в том числе детей и подростков; на одной из них пришлось работать юной Ли . Родителей Анны Ли шейкеры описывают как бедных, но честных и добросовестных тружеников; несмотря на то, что качественная работа Джона Ли пользовалась спросом в Манчестере, его заработков едва хватало, чтоб прокормить многодетную семью .

О матери Анны Ли известно только, что она была очень набожной религиозной женщиной; не сохранилось даже её имя . Анна была вторым из восьми детей в семье ; по одним сведениям, было 5 сыновей и 3 дочери , по другим — наоборот, 5 дочерей и 3 сына . Известны имена братьев Анны: Джозеф ( Joseph ), Уильям ( William ), Джеймс ( James ), Даниэль ( Daniel ) и Джордж ( George ) и сестры Мэри ( Mary ) .

Родители Анны, и она сама поначалу тоже, по вероисповеданию были квакерами , состояли в манчестерском отделении «Сообщества Друзей» . 1 июня 1742 года в возрасте 6 лет Анна Ли была частным образом крещена в городском кафедральном соборе Манчестера .

Манчестер времён Анны Ли (1746 г.)

Семья была крайне бедной и не имела возможности дать детям даже начальное образование; Анна Ли никогда не училась в школе и осталась полностью неграмотной, ни читать, ни писать не могла . В восемь лет вместо школы пошла работать на хлопкопрядильную текстильную фабрику: сначала кроила бархат, потом готовила хлопок для ткацких станков . Дети на фабрике работали стоя по двенадцать часов в день шесть дней в неделю, и даже в воскресенье они не могли целый день отдыхать, а помогали чистить оборудование, рискуя получить травмы . Потом Анна Ли была подмастерьем у шляпника (кроила мех), затем работала поварихой в манчестерском лазарете . Несмотря на отсутствие всякого образования, девушка оказалась сметливой, добросовестной, старательной, аккуратной и способной к быстрому овладению ремеслом; у неё была хорошая память , она неплохо ладила с людьми и приспосабливалась к новым обстоятельствам , не любила детские игры и довольно рано повзрослела .

По шейкерским источникам, Анна Ли с раннего детства была необычным ребёнком, часто говорила, что видела сверхъестественные явления, была очень чувствительной. Такой девушке тяжко было жить в довольно грязном рабочем квартале Манчестера, среди пьяниц и грубиянов. Ей приходилось пользоваться общим туалетом во дворе и спать на одной кровати с родителями. Возможно, из-за этого у Анны Ли развилась стойкая антипатия к сексуальности, а также к любой грязи, неопрятности и беспорядку .

Личная жизнь

Запись о бракосочетании Анны Ли. И она, и её муж были неграмотными, потому поставили крестики вместо подписей. Этот крестик — единственная сохранившаяся запись, сделанная рукой Анны Ли.

Ещё с подросткового возраста Анну крайне смущали вопросы взаимоотношения полов и собственная сексуальность; она призывала мать к воздержанию, за что нередко получала побои от отца . Это отвращение к отношениям с мужчинами постепенно усиливалось и проявлялось в неоднократных попытках избежать замужества и остаться в девицах . В конечном итоге, отец заставил её выйти замуж за своего коллегу-кузнеца Абрахама Стенли (Стендерина, Стендли) ( англ. Abraham Stanley (Standerin, Standley) ), страдавшего алкоголизмом , когда Анне Ли ещё не исполнилось 18 лет (т.е. не позднее 1754 года) . Однако их венчание состоялось только 5 января 1761 года в Манчестерском городском соборе Церкви Англии ; несмотря на то, что к этому времени Ли уже четыре года состояла в сообществе «трясущихся квакеров» Wardley Society и не была англиканкой , эту церковь также выбрал отец для венчания дочери . Анна продолжала жить в доме своего отца и после замужества , испытывала постоянные угрызения совести за свой сексуальный грех . Но ничего не могла поделать: у неё не было ни юридического права, ни фактической возможности воспротивиться воле отца и мужа .

Анна беременела восемь раз, четыре беременности закончились выкидышами , а из четырёх детей Абрахама и Анны, родившихся живыми, трое умерли ещё во младенчестве, и о них не сохранилось записей ; последний ребёнок — девочка Элизабет — родилась через кесарево сечение и умерла на седьмом году жизни в начале октября 1766 года ; сохранились церковные записи о её крещении 15 июля 1764 года и отпевании 7 октября 1766 года . После последних родов Анна впала в тяжёлую депрессию и решила навсегда отказаться от секса с мужчинами . Младенческая и детская смертность в те времена была очень высокой, и половина детей рабочих Манчестера не доживала до пяти лет. Наверняка Анна Ли знала, что такое горе — не у неё одной; однако всё равно считала тяжёлые роды и смерть детей наказанием за её грехи, молилась ночи напролёт, расхаживая по дому, чтобы не заснуть, а потом решила, что брак и секс есть корень всех зол .

Мать Анны Ли умерла рано, и Анне пришлось заменить её в домашней работе и в заботах о младших братьях и сёстрах. Часто Анна Ли нарочно не давала себе ни минуты отдыха, пытаясь таким образом побороть депрессию и «освободиться от пут греха». Иногда она ходила в разные религиозные общины города, ища подходящую для себя .

Церковь Англии , в которой Анна была в детстве крещена, а потом венчана, не вызывала у неё симпатии и казалась слишком холодной, чрезмерно интеллектуальной и вообще бессмысленной. Эта церковь, по мнению Анны Ли, была больше озабочена властью и ритуалами, нежели нуждами простых людей, к тому же оправдывала любые жестокости государства. В те дни в Англии смертная казнь полагалась за 253 преступления, включая такие малозначительные, как убийство чужого кролика, незаконную рубку дерева или кражу пяти шиллингов. К смерти могли приговорить даже десятилетнего ребёнка. И Анна Ли категорически отвергла официальную церковь, которая поддерживала подобную «справедливость» .

Совсем другой отклик в душе Анны вызвали выступления проповедников- методистов Джона Уэсли и Джорджа Уайтфилда . Несмотря на все преследования и оскорбления, они продолжали собирать людей под деревьями и пробуждать в простых рабочих сознание того, что они — тоже дети Бога, и потому имеют права. Уайтфилд выступал очень красноречиво, вызывая в слушателях очень живую, эмоциональную, порой доходящую до истерики реакцию. Его слова про всесильную любовь Бога не были новыми в христианстве, но идея о том, что Святой Дух может оказывать непосредственное влияние на повседневную жизнь обычного человека, была необычной. Такая пламенная проповедь очень впечатлила Анну и стала для неё уроком, который она запомнила на всю жизнь .

Wardley Society

В сентябре 1758 года 23-летняя повариха лазарета Анна Ли вступила в Wardley Society — религиозную группу, основанную и возглавляемую Джейн и Джеймсом Уордли. Супруги Уордли были небогатыми портными из Болтона и набожными квакерами, считавшими, что истинная религия возникает из внутреннего опыта. Но в 1747 году они из этого опыта получили «следующую степень света и силы» , что побудило их отделиться от «Сообщества друзей» ( Society of Friends ) и создать свою религиозную группу, более эмоциональную . Другие квакеры в то время уходили от бурных проявлений духовной жизни, ранее практиковавшихся у них , но Wardley Society продолжало такую практику, за что его членов прозвали «трясущимися квакерами» ( англ. Shaking Quakers ) . Уордли полагали, что таким способом возможно «перенести» людей из страданий и печалей физического мира на высокий план духовного мира; на них произвели большое впечатление экстатические богослужения камизаров .

Первое собрание Wardley Society состоялось в Болтоне , и на нём Джейн Уордли обратилась к последователям с призывом :

Покайтесь. Ради близкого царствия Божьего . Приблизились новое небо и новая земля, предсказанные старыми. Брак Агнца, первое воскресение, новый Иерусалим низошли, и уже у дверей. И когда Христос снова придёт, и истинная церковь восстанет в полной и превосходящей славе — тогда все антихристианские деноминации — священники, Церковь, Папа — будут сметены.

Анна наконец нашла то, что искала, что могло принести утешение и облегчение. Потом она говорила, что, вступив в это сообщество, прошла «крещение Духом», исповедовалась перед старшими во всех прежних грехах, слёзно молилась три дня и три ночи напролёт, и Бог даровал ей «истинные желания» . Когда она поведала Джейн Уордли свои печали, та сказала: «Джеймс и я живём вместе, но больше не прикасаемся друг к другу после того, как у нас родилось двое детей. Ты можешь вернуться и делать так же» . Это совершенно совпало с мыслями Анны Ли, и она категорически отказалась от близости с мужем, сказав, что категорически запретила себе «всякое удовольствие похотливой природы» , и что теперь ей даже страшно ночью закрыть глаза — как бы не проснуться в аду. Муж её Абрахам, очень привязанный к Анне, поначалу сильно расстроился, устраивал скандалы, которые слышали все соседи, и пробовал принудить её, но безуспешно. Тогда он пожаловался священнику, и тот попробовал помочь, объяснить Анне, что жена должна повиноваться мужу как Господу ( Еф. ). Но Анна была непреклонна. Она говорила, что только полное отрицание плоти может очистить её измученную душу, что она никогда больше не вступит в интимную связь, и точка. Неграмотный кузнец Абрахам, что удивительно, тогда не расстался с Анной, но ещё больше привязался к ней, а потом вдруг решил принять её веру и тоже стал «трясущимся квакером», шейкером — членом Wardley Society .

Собрания Wardley Society проходили в Манчестере , Мертауне ( англ. Meretown, Mayortown ), Честере и в других местах вблизи Манчестера . Начинались они, как и у квакеров, с общей молчаливой молитвы сидя. Затем присутствующие по одному вставали и исповедовались в своих грехах перед всем собранием. Это поначалу поразило Анну Ли, мучившуюся от тяжести своих грехов и ещё сильнее от невозможности выполнить все требования христианства в её реальной жизни; неужели от этого можно избавиться, просто открывшись перед людьми-единоверцами? Затем на собрании начиналась пылкая проповедь; чаще всего выступала Джейн Уордли (Матушка Джейн). Она рассказывала о своём мистическом опыте: небесных огнях и голосах, видениях — и о том, что Новая Эра уже наступает. В то время в Англии (да и не только) женщина-проповедница была чем-то неслыханным . Многие христиане и сейчас не приемлют этого, ссылаясь на слова апостола Павла о том, что женщины в церкви должны молчать ( 1Кор. ). Но квакеры стали исключением: уже с 1670 года основатель «Сообщества друзей» Джордж Фокс назначал женщин на руководящие должности в сообществе, поскольку он считал, что дух Божий обитает в каждом человеке. Шейкеры, вышедшие из квакеров, эту идею полностью принимали .

Заключительная часть собрания шейкеров была самой динамичной: на ней верующие пытались выразить свои внутренние чувства телодвижениями: ходили по залу, пели, танцевали, тряслись, кричали. За это сторонние люди в насмешку прозвали их «трясущимися квакерами» ( англ. Shaking Quakers ). В дальнейшем это насмешливое прозвище стало нормативным общеупотребительным наименованием данного религиозного движения .

Анна Ли очень высоко отзывалась о Джеймсе и Джейн Уордли, которые для неё стали духовными родителями и учителями, дали ей бесценное духовное и нравственное наставление, избавление от власти греха и новый смысл жизни. Но особенно интересной Анне Ли показалась идея о том, что Христос снова придёт, чтобы царствовать на Земле, и придёт в образе женщины. Подобная трактовка Второго Пришествия и сейчас многим кажется слишком радикальной или даже богохульной, а для Англии XVIII века это было вообще немыслимо. Но «трясущиеся квакеры» верили в Бога, сочетающего в себе мужское и женское начало, и полагали, что если в первый раз Он явился к людям в мужском образе Иисуса Христа, то во второй раз придёт в женском образе. Джейн Уордли находила подтверждение этому в «Книге пророка Иеремии»: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасёт мужа» ( Иер. ). Анну Ли потрясла эта мысль: неужели грядущее Царство Божие на Земле может быть установлено через женщину ?

В Wardley Society супружество не запрещалось, даже проводились квакерские религиозные церемонии бракосочетания; многие новобрачные после них или даже без них «подтверждали» свой брак обрядом в Англиканской церкви, поскольку другое бракосочетание по законам Англии того времени не имело юридической силы . Те законы не давали женщинам практически никаких гражданских прав: женщина не могла голосовать, подписывать договоры, владеть собственностью отдельно от мужчины. Легальное расторжение брака в некоторых случаях допускалась, но при этом разведённая женщина не имела прав не только на долю имущества, но даже на своих детей, рождённых в этом браке. Как факт принималось то, что женщина не способна сама о себе позаботиться, и если у неё не было мужа, то за неё отвечали отец или братья .

Но Анна Ли, уже имевшая негативный личный опыт супружеской жизни, стала активно выступать на собраниях сообщества с обличениями различных грехов и пропагандой против всякой сексуальности и супружества, отличилась ораторским мастерством и привлекала всё больше внимания слушателей . Она же обратила в веру шейкеров своих отца и мужа, сестру и двух братьев .

Когда количество членов сообщества возросло, их начали преследовать , толпы людей нападали на верующих и кидали в них камни. Местные власти в странных и шумных собраниях «трясущихся квакеров» видели угрозу установленному порядку в городе . Однажды в воскресенье очередное собрание Wardley Society проходило в доме Джона Ли. Местный начальник узнал об этом, и привёл толпу людей к этому дому. Осаждающие вломились, стали грубо хватать и вытаскивать верующих. Их поместили в каменную тюрьму Манчестера, но на следующее утро выпустили всех, кроме Анны Ли и её отца, которых обвинили в «осквернении дня отдохновения» ( англ. profaning the Sabbath ) и продержали в заключении несколько недель . Тюрьма не сломила Анну Ли, и она упорно продолжала духовные поиски и религиозную деятельность .

Далее последовали девять лет напряжённой «духовной работы» Анны Ли . О внешних материальных событиях из её жизни в Англии в тот период сведений нет, а о её аскетической религиозной практике сохранились только свидетельства шейкеров. По этим свидетельствам, Матушка Анна настолько усердствовала в посте и слёзных молитвах дни и ночи напролёт, что довела себя до кровавого пота и такой степени истощения, что уже не могла ходить без посторонней помощи. Анна тогда чувствовала себя беспомощной, как маленький ребёнок — и усматривала в этом своё второе рождение. Временами ей внезапно становилось лучше, и тогда она продолжала свои пламенные, порой даже истеричные проповеди. В 1770 году она была опять арестована в Манчестере — теперь за «возмущение спокойствия» ( англ. disturbing the peace ), но и второе тюремное заключение со всеми его страданиями Анна воспринимала как необходимое для познания Бога . По словам Эванса, через все эти труды, физические и душевные страдания Анна Ли смогла очиститься и подготовиться к тому, чтобы стать храмом, в который сможет прийти Дух Христа во время Второго Пришествия — подобно тому, как во время Первого Пришествия он вошёл в тело Иисуса при Его крещении в Иордане .

В тюрьме у Анны начались яркие видения и сильные религиозные переживания. В одном из них она увидела Адама и Еву в раю, и то, что первородным грехом стало их совокупление. Это окончательно укрепило её уверенность в том, что половое влечение является причиной всякого зла в мире, и в том, что мужчины и женщины, желающие войти в новую духовную эру, должны полностью отказаться от похотливых плотских удовольствий. Самоотрицание через соблюдение целибата есть первейшее необходимое условие для всякого, кто хочет обрести духовную силу и прийти к Богу. Тогда же во время «явления Божественного света» Анне Ли «открылось», что Второе Пришествие осуществляется через неё. Этот опыт Анна переживала столь сильно, что запомнила на всю жизнь, и он во многом определил дальнейшую судьбу её самой и её последователей. После этих очень эмоциональных и болезненных переживаний к Анне пришли спокойствие и благодать, и она наконец ощутила, что её грехи прощены и проблемы разрешены .

Выйдя на свободу, она с новой силой стала выступать на собраниях Wardley Society , рассказывать о том, что ей открылось, и ещё больше завораживала слушателей. Даже сами супруги Уордли были настолько поражены той духовной силой, которая теперь исходила от Анны Ли, что вскоре передали ей руководство сообществом, а сами «вышли в отставку» .

Матушка Анна Ли стала не только административным, но и безусловным духовным лидером Wardley Society . Позднее эта группа стала называться «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Христа» ( англ. United Society of Believers in Christ's Second Appearing — USBCSA ) . Шейкеры верят, что Анна Ли тогда стала «контр-Евой» ( англ. counter-Eve ) и «аналогом» ( counterpart ) Христа. Её стали называть «Анна Мир» ( англ. Ann the World ). Многие люди посчитали её женщиной-мессией, несмотря на то, что сама Анна Ли не говорила такого о себе .

Матушка Анна ввела в религиозную практику громкие песнопения, крики, танцы, тряски, прыжки, говорение на незнакомых языках и предсказательство . Она заявляла о том, что является той самой « женой, облечённой в солнце », о которой говорится в 12 главе «Откровения Иоанна Богослова» ( Откр. ) , что чудом спаслась от смерти, вела диспуты с четырьмя священнослужителями в течение 4-х часов на 72-х языках , получила от Святого Духа дары исцеления, проницательности, говорения на языках и много откровений на тему грехопадения Адама и Евы и его связи с половым актом , призывала покаяться в грехах, отказаться от всех земных благ, нести крест целомудрия и, отказываясь ото всех «похотливых удовольствий», отвергнуть и брак :

Мне было видение Господа Иисуса в его царстве и во славе. Он открыл мне глубину падения человека, то, чем оно было, и путь к искуплению его. После этого я смогла свидетельствовать против греха, который есть корень всех зол; и я ощутила силу Бога, что вливается в мою душу, как живая вода из ключа. С этого дня я стала способной нести полновесный крест вопреки всем скорбным действиям плоти.

Evans

По её мнению, уже пробил «одиннадцатый час», скоро конец света, и те, кто не поверит её словам, не примет её свидетельства — погибнут в своём неверии так же, как евреи, не признавшие Христа . Так же Матушка Анна установила, что новичок при вступлении в сообщество должен исповедоваться в грехах лично перед ней либо перед назначенным ею «истинным свидетелем Бога» .

Властям и полиции Манчестера бурные молитвенные собрания «трясущихся квакеров» по-прежнему представлялись как минимум подозрительными, даже если они проводились в частных домах и в кругу единоверцев. За домом Джона Ли было установлено наружное наблюдение , и когда в воскресенье 11 июля 1772 года Анна Ли устроила собрание там — оно опять закончилось задержанием всех участников с применением грубой силы . После яростных выступлений против «корня человеческой греховности» Ли была ещё раз задержана и помещена на несколько недель в сумасшедший дом .

По утверждению Эванса , вскоре Матушка Анна получила ещё одно духовное откровение, в котором Дух велел ей и её последователям переселиться в Америку, потому что Бог избрал живущих там людей, и «Церковь Второго Пришествия Христа» ( англ. Church of Christ's Second Appearing ) будет создана в Америке; позднее она рассказала об этом:

Сияющее дерево стало символом шейкеризма

Через Божественное откровение я узнала, что Бог избрал людей в Америке; я видела некоторых из них в виде́нии; а когда я встретилась с ними в Америке, я узнала их. У меня было видение об Америке: я видела большое дерево, каждый лист на котором сиял столь ярко, что был похож на горящий факел, и [это дерево] представляло Церковь Христову, которая скоро будет учреждена в этой земле.

Фрэнсис это видение и эти слова приписывает не Анне Ли, а Джеймсу Уиттекеру .

Анна Ли потом утверждала, что смогла тогда предсказать обретение независимости британскими колониями в Америке, и то, что там будет действительная свобода совести для всех людей, что даст верующим возможность служить Богу без помех и чужого вмешательства .

Не все члены общины приняли нововведения Матушки Анны, и в 1773 году их осталось около тридцати человек из, предположительно, шестидесяти. Большая часть ушла, в том числе супруги Таунли ( Townley ), у которых жили основатели сообщества Джейн и Джеймс Уордли и проходили собрания шейкеров . Сами Уордли не ушли из сообщества, но выбрали остаться в Манчестере из-за возраста, состояния здоровья и, возможно, некоторых разногласий с Анной Ли. Вскоре после эмиграции Анны Ли они переехали из дома Таунли в дом бедняков, где и провели остаток жизни .

19 мая 1774 года Анна Ли и восемь её последователей отправилась на корабле «Мария» ( Maria ) под командованием капитана Смита ( Smith ) в плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк . С Матушкой Анной были: муж Абрахам Стенли ( англ. Abraham Stanley ), брат Уильям Ли ( William Lee ), племянница Нэнси Ли ( Nancy Lee ), а также , Джон Хокнилл ( John Hocknell ), финансировавший этот переезд, с его сыном Ричардом Хокниллом ( Richard Hocknell ), Джеймс Шепард ( James Shephard ) и Мэри Партингтон ( Mary Partington ) .

Ещё несколько человек из бывшего Wardley Society переехали в Америку год спустя. Оставшаяся в Манчестере община шейкеров, видимо, какое-то время продолжала существовать, но постепенно сошла на нет .

По словам Джеймса Уиттекера, перед посадкой Матушка Анна сказала капитану корабля, чтоб он не обвинял пассажиров, не нарушающих закон Бога. Шейкеры-основатели и на корабле устроили своё шумное богослужение с песнями и танцами, чем очень разозлили капитана, и тот пригрозил выбросить их за борт, если подобное повторится. Но шейкеры не подчинились, и в следующий раз капитан попробовал привести свою угрозу в исполнение. В то время был сильный шторм, от удара волны сместилась одна из досок в обшивке корабля и началась столь сильная течь, что помпы не успевали откачивать воду. Вконец отчаявшийся и смертельно бледный капитан уже не видел выхода, и сказал, что все погибнут до утра. Но Матушка Анна сказала ему: «Не падайте духом, капитан; ни один волос не упадёт с наших голов, мы доплывём до Америки целыми и невредимыми. Я только что видела двух сияющих ангелов Божиих, стоящих на мачте, они передали мне это обещание» . Анна и её спутники стали к помпам помогать матросам откачивать воду. На корабль налетела ещё одна большая волна, и та доска обшивки стала на место, течь прекратилась и судно удалось спасти. После такого «чуда» капитан более не мешал шейкерам проводить богослужения, и действительно 6 августа 1774 года это плавание благополучно завершилось в порту Нью-Йорка, и капитан там объявил, что это если бы не Анна Ли и её последователи, они бы не доплыли .

После прибытия в Америку этим переселенцам пришлось временно разойтись, чтобы в разных местах искать себе работу , а также землю для создания поселения . Уильям Ли, Уиттекер и Шепард нашли работу в городе Олбани . Анна Ли и Абрахам Стенли поселились в городе Нью-Йорке на Перл-стрит в доме кузнеца Смита; Абрахам работал у него же подмастерьем, Анна — уборщицей и прачкой . В конце лета 1775 года Абрахам тяжело заболел, Анна выхаживала его, как могла. Когда же он поправился, вместо благодарности снова стал пьянствовать и оскорблять Анну, отказался от религии шейкеров, а потом привёл в дом молодую женщину и сказал Анне, что возьмёт ту женщину в жёны. Анна ответила, что никогда больше не будет с ним иметь никаких отношений, а это молодая больше ему подойдёт по характеру. Абрахам ушёл с той женщиной и вскоре действительно женился на ней, Анна навсегда рассталась с мужем и остаток жизни посвятила общине шейкеров . Из прибывших вместе с Анной Ли ещё двое — Нэнси Ли и Ричард Хокнилл — покинули эту общину, потому что влюбились друг в друга и не пожелали соблюдать целибат .

Шейкеры

В 1776 году Анна Ли с оставшимися последователями начали строить первое поселение шейкеров, которое они назвали «Нискаюна» ( Niskayuna ) — по индейскому названию той местности . Сейчас это место называется ; оно находится на территории города ( , штат Нью-Йорк , США ) . Там Анна прожила последующие три с половиной года.

Летом 1776 года Анна Ли и её последователи были арестованы уже американскими властями по обвинениям в скрытой враждебности, так как по религиозным соображениям отказались давать присягу, в конце того же года были освобождены по воле губернатора штата .

В мае 1781 года вместе с несколькими Старшими Братьями и Сёстрами она отправилась в город Гарвард штата Массачусетс и далее по восточным штатам (Новой Англии) в миссионерское путешествие, в котором провела два года и четыре месяца, обратила многих людей. Новые шейкеры появились в городах Новый Ливан и штата Нью-Йорк, Питсфилд , , , и штата Массачусетс , а также в округе Хэнкок штата Индиана , в штатах Коннектикут , Нью-Гэмпшир и Мэн (тогда ещё часть Массачусетса), и в других местах .

В 1783 году Анна Ли вернулась в первое шейкерское поселение и более не покидала его. 8 сентября 1784 года она умерла и была похоронена там же .

Историография

Титульный лист первой печатной биографической книги об Анне Ли, изданной шейкерами в 1816 году

Найдено совсем немного записей об Анне Ли, сделанных при её жизни, и сведения из них скудны. Современным биографам приходится использовать в качестве источников информации книги о ней, изданные через десятилетия после её смерти:

  • Youngs, Benjamin S. The Testimony of Christ's Second Appearing. — 1808.
  • Green, Calvin; Wells, Seth Y. A Summary View of the Millennial Church. — 1823.
  • Testimonies of the Life, Character, Revelations and Doctrines of Our Ever Blessed, and the Elders with Her. — 1816.

Эти книги написаны на основе интервью с современниками Анны Ли, и представлят детальное описание её жизни. Но все они написаны верующими шейкерами, что заставляет сомневаться в беспристрастности и непредвзятости изложения .

Никаких прижизненных портретов Анны Ли не обнаружено, и о её внешности мало что известно. Питер Бишоп ( Peter Bishop ) из города штата Массачусетс отзывался об Анне Ли как о самой красивой женщине из всех, которых он когда-либо видел. Другие говорили об очаровательных голубых глазах и «внутреннем сиянии», о том, что её красота была не поверхностной, а более глубокой . Третьи — что внешне Анна Ли не особо выделялась среди окружающих женщин, хотя многие считали её красивой; была довольно плотного, но правильного телосложения, низкорослой, физически крепкой и довольно сильной, с правильными чертами лица, голубыми глазами и светло-каштановыми волосами .

Портрет ( на илл. справа ) предположительно был «психометрически написан» неким Миллесоном из Нью-Йорка в 1871 году, через десятки лет после смерти Анны Ли. Многие шейкеры XIX века почитали его подлинным, но никаких независимых подтверждений этому нет .

Пояснения

  1. Кроме Анны Ли, известно только девять женщин, проповедовавших религию до 1800 года .
  2. Первоначально в Англии фамилия этой семьи была Lees , но потом последняя буква «s» где-то в пути «потерялась», и в Америке говорили и писали только Lee .
  3. Видимо, та же история с упрощением фамилии после эмиграции в Америку. В Англии было Standerin , потом сократили до Standley , а затем и до Stanley .
  4. англ. a further degree of light and power
  5. англ. James and I lodge together but we do not touch each other any more than two babes. You may return and do likewise.
  6. англ. every gratification of a carnal nature
  7. англ. manifestation of Divine light
  8. англ. Captain, be of good cheer ; there shall not a hair of our heads perish ; we shall ar rive safe in America. I just saw two bright angels of God standing by the mast, through whom I received this promise.
  9. Шейкеры считают, что «Марию» тогда спасло божественное вмешательство, но возможно и другое — естественное — объяснение этого. Бывший шейкер Уильям Дж. Хаскетт ( William J. Haskett ), автор книги «Разоблачённый шейкеризм, или история шейкеров …» ( англ. Shakerism Unmasked, Or The History of the Shakers … ) утверждает, что плавал на этом же самом судне, тогда уже очень ветхом, и попадал в аналогичную ситуацию, когда от удара одной волны началась течь, а от удара другой она прекратилась; это можно объяснить особенностями конструкции корабля и силой волн, а не сверхъестественными причинами .

Примечания

  1. Ann Lee // (англ.)
  2. Stein S. J. Ann Lee // (англ.) // / — New York City: Oxford University Press , 2017. — ISSN —
  3. : «Вероятно, наиболее заметным стало движение шейкеров во главе с матерью Анной Ли, англичанкой, приехавшей в Соединённые Штаты в 1776 г. и поселившейся в Олбани, штат Нью-Йорк».
  4. .
  5. , p. 46.
  6. , pp. 343–346.
  7. , p. 120.
  8. .
  9. .
  10. , p. 13.
  11. , p. 3.
  12. , p. 6.
  13. , p. 1.
  14. , pp. 3-6.
  15. , p. 2.
  16. .
  17. , pp. 1-2.
  18. , p. 10.
  19. , p. 9.
  20. MS 12/1, Manchester Cathedral Archive
  21. , p. 2.
  22. , p. 3.
  23. , p. 11.
  24. , pp. 120-121.
  25. , pp. 13-14.
  26. , p. 121.
  27. , p. 14.
  28. , pp. 2-3.
  29. , pp. 3-5.
  30. , p. 5.
  31. , p. 122.
  32. , p. 15.
  33. MS 13/3, Manchester Cathedral Archive
  34. , p. 12.
  35. , pp. 11-12.
  36. , p. 37.
  37. , p. 13.
  38. .
  39. , pp. 14-15.
  40. , p. 14.
  41. , pp. 122-123.
  42. , p. 6.
  43. , pp. 6-7.
  44. , p. 7.
  45. , pp. 1-8.
  46. , p. 20.
  47. , p. 105.
  48. , p. 122.
  49. , p. 189.
  50. , pp. 7-8.
  51. , pp. 17-22.
  52. , p. 48.
  53. , pp. 123-126.
  54. , p. 15.
  55. , pp. 15-16.
  56. , p. 8.
  57. , pp. 17-18.
  58. , pp. 15-16.
  59. , pp. 11-12.
  60. , p. 20.
  61. , p. 20.
  62. , pp. 127-128, 132-137.
  63. , pp. 20-21.
  64. , pp. 21-23.
  65. , pp. 40-42.
  66. , p. 127.
  67. , pp. 23-25.
  68. , pp. 25-26.
  69. , pp. 45-46.
  70. , p. 21.
  71. , p. 646.
  72. , pp. 127-131.
  73. , p. 23.
  74. , pp. 21-22.
  75. , pp. 53-56.
  76. .
  77. , p. 138.
  78. , p. 75.
  79. , p. 24.
  80. , p. 80.
  81. , p. 24.
  82. , pp. 80-81.
  83. , pp. 24-25.
  84. , p. 140.
  85. , pp. 140-141.
  86. , p. 27.
  87. , pp. 24, 141.
  88. , pp. 28-29.
  89. , p. 141.
  90. , p. 81.
  91. , pp. 10–37.
  92. , pp. 141-143.
  93. , pp. 23–24, 138-144.
  94. , pp. 25–34.
  95. , p. xvii.
  96. , p. xviii.
  97. , pp. 232-233.

Список литературы

на русском языке
на других языках
  • // / editors Eric Foner and John A. Garraty. — Houghton Mifflin, 1991. — ISBN 9780395513729 .
  • Aune, Michael Bjerknes; DeMarinis, Valerie M. . — SUNY Press , 1996. — ISBN 978-0-7914-2825-2 .
  • Brekus, Catherine A. . — Chapel Hill: , 1998.
  • Campion, Nardi Reeder. . — Boston: Little, Brown and Company, 1976. — ISBN 9780316127677 .
  • Campion, Nardi Reeder. . — UPNE, 1990. — 179 p. — ISBN 0874515270 , 9780874515275.
  • Clark, Bob. . — Dog Pond Press, 2006. — P. 189. — ISBN 978-0-9755362-5-4 .
  • Evans, Frederick William. . — Appleton, 1859.
  • Francis, Richard. . — Arcade Publishing, 2001. — 388 p. — ISBN 1559705620 , 9781559705622.
  • Green, Calvin; Wells, Seth Y. A Summary View of the Millennial Church. — 1823.
  • Hager, Jacob Henry. (англ.) // Appletons' Cyclopædia of American Biography. — 1892.
  • Haskett, William J. . — author, 1828. — 300 p.
  • Hall, Roger L. A Guide to Shaker Music - With Music Supplement. — 6th ed.. — Stoughton, MA: , 2006.
  • Kern, Louis J. . — Chapel Hill: , 1981. — ISBN 9780807814437 .
  • (англ.) // The American Cyclopædia. — 1879.
  • Morse, Flo. The Shakers and the World's People. — UPNE, 1987. — 381 p. — ISBN 0874514266 , 9780874514261.
  • Ruether, Rosemary Radford. . — Fortress Press, 2011. — ISBN 978-1-4514-1778-4 .
  • Stein, Stephen J. . — Yale University Press , 1992.
  • Testimonies of the Life, Character, Revelations and Doctrines of Our Ever Blessed, and the Elders with Her. — 1816.
  • Thompson, Edward Palmer. . — IICA, 1980.
  • Youngs, Benjamin S. The Testimony of Christ's Second Appearing. — 1808.

Ссылки

  • (англ.) . NNDB . Soylent Communications. Дата обращения: 27 августа 2017.
  • (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3941 день])
Источник —

Same as Ли, Анна (религиозный деятель)