Salus populi suprema lex esto
- 1 year ago
- 0
- 0
In Suprema Petri Apostoli Sede (с лат. — «На Верховном Престоле апостола Петра »; также именуется «Litterae ad Orientales» , т. е. «Послание к восточным» ) — документ, который считается либо апостольским посланием, либо энцикликой , направленный папой Пием IX 6 января 1848 года епископату и духовенству православных церквей , с призывом вступить в общение с Римско-католической церковью . Данное послание вызвало резонанс и было отвергнуто священноначалием Православной церкви.
Письмо Пия IX распространялось на латыни, итальянском и греческом языках на территории Ближнего Востока . При этом послание папы не было официально направлено ни константинопольскому патриарху Анфиму VI , ни другим иерархам поместных православных церквей. Среди православных, папский документ был воспринят как сигнал к католическому прозелитизму и как униатская пропаганда в обход священноначалия православных церквей . В послании папа Пий IX призывает православных возвратиться к единству с Римом:
«„Равным образом призываем и умоляем вас, ради восстановления древних обычаев, вернуться к общению со Святым престолом Петра , в котором основание истинной Христовой Церкви“. Он не предлагает трудных условий этого возвращения, которые могли бы показаться жертвованием чего-либо или унижением: „Но что же касается нас, Мы удостоверяем и подтверждаем, что для Нас нет ничего более важного, чем ваше возвращение к общению с Нами, и тем более никаким предписанием, которое могло бы показаться более мучительным, Мы не опечалили бы вас, но, по неизменному порядку Нашего Святого престола и по отцовскому радушию, встретили бы вас с большой любовью. Итак, мы не накладываем на вас никакого бремени, кроме необходимого, а именно, вернуться к единству согласия с Нами в исповедании истинной веры, которой придерживается и которой учит Католическая церковь, и вместе с самой этой Церковью служить общению с высшим престолом Петра“» .
В послании было дано обещание сохранить литургические обряды православных, за исключением элементов, введённых после разделения и нарушающих единство веры . Также в духе унионистской традиции Рима, папа гарантировал сохранение православной иерархии, чтобы «Мы пользовались их трудами не в меньшей степени, чем трудами остального восточно-католического духовенства» .
В мае 1848 года четыре восточных патриарха (Константинопольский Анфим VI, Александрийский Иерофей II , Антиохийский Мефодий и Иерусалимский Кирилл II ) и 29 православных епископов издали «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам». Текст послания был издан на греческом языке . В своём Послании православные иерархи отвергли предложение присоединиться к Католической церкви и обозначили ряд богословских проблем православно-католических отношений . В итоге православные иерархи заключают:
«Но доколе состоится сие вожделенное обращение отпадших Церквей к телу единой, святой, соборной и Апостольской Церкви, которой глава Христос ( Еф. ), мы же все уды отчасти, дотоле всякое их покушение и всякое их самозванное увещание, клонящееся к искажению нашей, от Отцев нам преподанной, неукоризненной веры, не только как подозрительное и опасное, но и как нечестивое и душепагубное — достойно соборного осуждения. Такому же осуждению подлежит в особенности и окружное послание „к восточным“ епископам древнего Рима папы Пия IХ; таким мы и объявляем его в соборной Церкви!» .