Среди учеников Михаила Коллонтая — Н. В. Мухина, М. А. Соболева, А. В. Сиденко, О. А. Тутова, Линь Юин (林昱瑩, Lin Yu-Ying), Гао Пэйсинь (高培馨, Kao Pei-Hsin), Шэнь Юлинь (沈妤霖, Shen Yu-Lin), Хуан Куаньчэ (黃冠哲, Huang Kuan-Che), Цзянь Джей (鄭杰, Chien Jay), Ван Исин (一幸 王, Wang Yi-Hsing), Чен Паншуань (陳邦玄, Chen Bang-Shiuan).
Композиторское творчество
Творческий стиль М. Коллонтая формировался под влиянием русской церковной музыки (с детства пел на церковном
клиросе
), традиции литургического чтения, древнерусской певческой культуры и фольклора (работал в Кабинете народной музыки Московской консерватории, ездил в фольклорные экспедиции), способствовавших постепенному раскрепощению интонации, ритмического, ладового и композиционного мышления, становлению индивидуального языка. Сочинения М. Коллонтая исполняли
Ю. Башмет
,
А. Борейко
, Н. Бурнашева,
А. Голышев
,
Государственный квартет имени Д. Шостаковича
, К. Диллингхэм (США),
Е. Денисова
(Австрия), И. Зайденшнир,
Ф. Кадена
(Эквадор), А. Корниенко (Австрия), Й. Кристенсен (Дания),
Е. Кушнерова
(Германия), А. Науменко (Великобритания), Н. Приварская, Е. Растворова, М. Светлов (США),
Э. Серов
,
Б. Тевлин
, О. Тутова,
В. Федосеев
, А. Фисейский, С. Черепанов (Германия),
И. Чуковская
, В. Шпиллер (Тайвань), А. Яковлев (Аргентина), О. Янович (США) и другие.
Мариинский театр
осуществил премьерное концертное исполнение оперы М. Коллонтая «Капитанская дочь»
.
«День Господень» для большого симфонического оркестра (2005—2006)
«Избранные
ексапостиларии
и светильны» для одного голоса (2004—)
«Восемь песней» для виолончели (2003—2004)
«Идиллия» для кельтской арфы (2004)
«Дом Господень», оратория для мужского хора, струнного оркестра с органом
ad libitum
, скрипки и чтеца на тексты из Библии (
Книга пророка Исаии
) (2004)
«Пророчество» для контрабаса в сопровождении шести контрабасов (2004)
«Agnus Dei» для скрипки и большого симфонического оркестра (2000—2001)
«Да минует нас чаша сия», русский военный
реквием
для смешанного хора, симфонического оркестра с органом, виолончели, сопрано и баса соло на слова из православных церковных служб (1994—1995; 2019)
Каденции к Концерту
В. А. Моцарта
Ре мажор для фортепиано с оркестром KV 537 (1994)
Каденция к первой части Концерта В. А. Моцарта Ля мажор для фортепиано с оркестром KV 448 (1993—1994)
Каденция к первой части Концерта для скрипки с оркестром
Л. ван Бетховена
op. 61 (1993)
«Детские песни», переложение из «16 песен для детей (старшего возраста)»
П. И. Чайковского
на слова
А. Плещеева
и
К. Аксакова
(op. 54, № 3-5, 7-10, 13, 14, 16) для детского хора, сопрано или тенора соло в сопровождении струнного оркестра с валторной и дополнительного детского хора (1989)
«Чувства злодея в Рождественский сочельник» для виолончели и фортепиано (1994)
«Десять каприсов на разрушение храма» для скрипки (1994)
«Плач на падение святых» для английского рожка и струнного квинтета (1994)
«Четыре летние деревенские картинки» для фортепиано, op. 4 // «Мелодия», 1980, «Молодые композиторы Москвы исполняют свои сочинения». С 10-15221-2. — Исп. Михаил Ермолаев (Коллонтай)
«Из поэзии Древнего Египта». Пять романсов для сопрано и арфы, op. 18 // «Мелодия», 1982, «Вокальные сочинения молодых композиторов Москвы».
С 10-17371-2
. — Исп. Галина Писаренко (сопрано) и
Ольга Эрдели
(арфа)
Скерцино для фортепиано, op. 11 // «Мелодия», 1982, «VII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Фортепиано».
С 10-18099-100.
— Исп. Михаил Ермолаев (Коллонтай)
Концерт для альта с оркестром, op. 8 — «Мелодия», 1983,
С 10-19429-007
. — Юрий Башмет (альт);
БСО
, дирижёр Владимир Федосеев
«Подорожник». Девять стихотворений Николая Рубцова для баса и фортепиано, op. 10 // «Мелодия», 1989, «Молодые композиторы РСФСР». С 10-28543-000. — Исп. Михаил Крутиков (Светлов) и Михаил Ермолаев (Коллонтай)
«Под сению черемух и акаций», маленькая кантата, op. 15 — «Мелодия», 1987,
С 50-26103 001
. — Детский хор «Весна», инструментальный ансамбль Государственного камерного оркестра
Литовской ССР
, дирижёр
Александр Пономарёв
«Десять слов Мусоргского…», op. 32 — EXTRAPLATTE EX 408-2, Austria, 1993. — Solisten im Trio: Elena Denisova, Joseph Podgoransky, Alexei Kornienko; переиздание: DEKA media DMCD014, 2014
Каприс № 7 из "Десяти каприсов «Десять каприсов на разрушение храма» для скрипки, op. 34a) //
Elena Denisova: 13 Capricen
, Co-Produktion Bayerischer Rundfunk/Talking Music 1005; Germany, 1996. — Елена Денисова (скрипка)
«Восемь духовных симфоний», op. 3 (six symphonies) — Russian Disc.
RD CD 10 004
, nobr
USA — Canada
, 1996. — Soloists' ensemble «Northern Crown», Igor Zaydenshnir
Концерт для альта с оркестром, op. 8 — FPRK Kuenstlerleben Foundation. Relief
CR 991064
, Switzerland, 1999. — Yu. Bashmet (viola), Vladimir Fedoseyev (conductor)
«Партита-Завещание», op. 30:
Etcetera Record Company B. V. KTC 1236, Austria, 2000. — Elena Denisova (violin)
DEKA media DMCD009, 2015. — Elena Denisova (violin) (переиздание)
«Детские песни» (переложение из «16 песен для детей» П. И. Чайковского), op. 36 — The Seasons, Серия Magic classics, 2001. — Исполнители: камерный оркестр «Времена года», дирижёр Владислав Булахов; детский хор «Звёздный», художественный руководитель и дирижёр Раиса Могилевская; Елена Вознесенская, сопрано
Ars Production, Schumacher, ARS 38484, Germany, 2008. — Elena Kuschnerova (Klavier)
Classical Records, CR 123, Россия, 2009. — Ирина Чуковская (фортепиано)
(две баллады) //
La musique russe du XIXe au XXIe siècle
— Universite Laval, 2008. — Irina Chukovskaya (piano)
«Agnus Dei», op. 48a — Classical Records, CR 149, Россия, 2012. — Елена Денисова (скрипка), Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Алексей Корниенко
«Десять каприсов на разрушение храма», op. 34a — Classical Records, CR 149, Россия, 2012. — Елена Денисова (скрипка)
«День Господень», op. 54 — Classical Records, CR 149, Россия, 2012. — Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Алексей Корниенко
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, op. 45 — Major, 2015. — Елена Кушнерова (фортепиано), Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Михаил Коллонтай
Концерт для скрипки с оркестром «Синий луч», op. 61 — TYXart, Germany, TXA 17093, 2017. — Елена Денисова (скрипка), Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Алексей Корниенко
Концерт для альта с оркестром, op. 8 — TYXart, Germany, TXA 19129, 2019. — Nai-Yueh Chang (альт), Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Алексей Корниенко
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, «Белый», op. 13 — TYXart, Germany, TXA 19129, 2019. — Алексей Корниенко (фортепиано), Симфонический оркестр радио и телевидения, дирижёр Михаил Коллонтай
Исполнитель различных сольных программ в России и за рубежом.
Выступал также как концертмейстер (с
Е. Е. Нестеренко
,
Г. А. Писаренко
,
, Н. И. Бурнашевой, Н. Г. Герасимовой, А. П. Мартыновым и др.) и ансамблист (с А. Беломестновым, И. Зайденшниром, А. Мельниковым, Д. Потёминым).
Редактор-составитель, автор вступительной статьи и комментариев к изданию:
М. Глинка
. Сочинения для фортепиано / Русская фортепианная музыка, 2. М.: «Музыка», 1987 (под псевдонимом Е. Носенко).
Признание
Диплом лучшего концертмейстера на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки в
Таллине
(1979)
Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов (1981,
Ташкент
, 1-я премия)
Лауреат премии им.
Д. Д. Шостаковича
(за Концерт для альта с оркестром, 1981)
Ермолаев М.
О, память сердца… // Советский балет. — 1984. — № 3.
Ермолаев М., Рахманова М.
// Советская музыка. — 1987. —
№ 4
. —
С. 83—89
.
Ермолаев М.
// Юность. — 1987. —
№ 5
. —
С. 76—80
.
Рахманова М., Ермолаев М.
// Советская музыка. — 1989. —
№ 9
. —
С. 88—91
.
Ермолаев М.
// Советская музыка. — 1990. —
№ 9
. —
С. 2—5
.
Ермолаев (Коллонтай) М.
// Музыкальная академия. — 1992. —
№ 1
. —
С. 16—19
.
Коллонтай М. Г.
Слишком часто
// Жить уповая на Бога : воспоминания и рассказы о схиигумене Рафаиле (Шишкове) и его наставления духовным чадам / ред.-сост. С. Дубинкин. —
М.
: Данилов мужской монастырь, 2019. — С. 113—121. — 217, [5] с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-89101-693-4
.
Примечания
(неопр.)
.
Храм Всех Святых на Кулишках
(7 октября 2013). Дата обращения: 10 ноября 2017.
10 ноября 2017 года.
(неопр.)
Дата обращения: 1 декабря 2016.
1 декабря 2016 года.
Литература
Полежаев А.
Композитор Михаил Ермолаев («Музыка в СССР», 1982, № 2).
Горностаева В.
Музыкант или пианист? («Советская культура», 22.10.1982), то же в кн.:
В. Горностаева.
Два часа после концерта. Сборник статей и материалов (М., 1991. С. 20 −22).
Коренева Н.
Долгожданная музыка («Комсомольская правда», 1982, 6 октября).
Зимянина Н.
О конкурсе и о музыке («Юность», 1982, № 10).
Гаккель Л.
// Советская музыка. — 1983. —
№ 4
. —
С. 46—52
.
Степанова И.
Советская музыка в концертных залах («Музыка в СССР», апрель-июнь 1985).
Лихт В.
// Советская музыка. — 1986. —
№ 8
. —
С. 41—44
.
Корев Ю.
// Советская музыка. — 1989. —
№ 9
. —
С. 91—92
.
// в кн.
Григорьев Л., Платек Я.
Современные пианисты. —
М.
: Советский композитор, 1990.
Горностаева В.
О правилах игры. Интервью Ленинградскому телевидению в программе «Пятое колесо» (
В. Горностаева.
Два часа после концерта. Сборник статей и материалов (М., 1991. С. 180—184).
Польдяева Е.
«Наследие» («Музыкальная жизнь», 1991, № 3).
Никитина Л. Д.
Советская музыка. История и современность. —
М.
: Музыка, 1991. — 276, [1] с. —
ISBN 5-7140-0244-X
.
Коренева Н.
Те, кто остался, работают, сколько есть сил. О композиторе, который ещё недавно работал сторожем («Вечерний клуб», 1992, в ночь на 16 января).
Степанова И., Коллонтай М.
// Музыкальная академия. — 1995. —
№ 1
. —
С. 20—26
.
Осетров А.
Музыка из-за пределов мироздания («Тверская, 13», Еженедельная газета правительства Москвы. 1996, № 44 (214), 31 октября — 6 ноября).
Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П.
Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в
(рус.)
. — Челябинск, 2000. — 152 с. —
ISBN 5-230-200076
-6.
Коллонтай Михаил Георгиевич (Музыканты мира. Биографический словарь. Составители М. В. Есипова, О. В. Фраёнова. М., 2001. С. 215).
Savenko S.
// The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — London, N.Y., 2001. — Vol. 13. — pp. 758–759.
Karpinskij I.
// Die Musik in Geschichte und Gegenwart. — Stuttgart: Bärenreiter, Kassel, 2003. — Personenteil 10. — S. 463.
Иванова И.
// «Музыкальная академия». — 2003. —
№ 2
. —
С. 35—39
.
Коллонтай (Ермолаев) Михаил Георгиевич // Московская консерватория от истоков до наших дней: 1866—2006. Биографический энциклопедический словарь. —
М.
, 2007. —
С. 250—251
. —
ISBN 978-5-89598-196-2
.
Тутова О. А.
Михаил Коллонтай. — Курск: Курская правда, 2009. — 167 с. —
ISBN 978-5-7277-0524-7
.
Амрахова А.
// Музыкальная академия. — 2012. —
№ 4
. —
С. 21—32
.
Коллонтай Михаил Георгиевич // Московская консерватория 1866—2016: Энциклопедия / Научн.-энцикл. ред.: М. В. Есипова. —
М.
: Прогресс-Традиция, 2016. —
Т. II
. —
С. 324—325
. —
ISBN 978-5-89826-476-5
.
Белый, П. С.
Музыка Судного дня //
Белый П. С.
Ноты вместо слов — слова вместо нот : Сборник статей и интервью. —
М.
: ОГИ; Б.С.Г.-Пресс, 2017. —
Т. 2: О современниках
. —
С. 104–160
. —
ISBN 978-5-94282-810-3
.
(Очерк посвящён творчеству М. Коллонтая.)