Коцебу, Вильгельм Августович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Евста́фиевич Коцебу́ ( нем. Alexander Friedrich Wilhelm Franz von Kotzebue ; 28 мая ( 9 июня ) 1815 , Кёнигсберг — 12 (24) августа 1889 , Мюнхен ) — русский живописец-баталист. Автор картин из истории Семилетней войны , Суворовских походов, Северной войны и других кампаний.
Родился 28 мая 1815 в Кёнигсберге. Один из многих сыновей драматурга и русского посла в Кенигберге Августа фон Коцебу , убитого в 1819 году немецким националистом. После смерти отца семья перебралась в Санкт-Петербург, где через некоторое время Александр был отдан на воспитание в Петербургский второй кадетский корпус, откуда был выпущен в лейб-гвардии Литовский полк.
Будучи офицером лейб-гвардейского Литовского полка стал посещать классы баталической живописи Императорской Академии художеств (1837), где он проучился до 1844 года, работая под руководством профессора Зауэрвейда . В течение учёбы неоднократно награждался Академией художеств: малая серебряная медаль (1839), большая серебряная (1840) за картину «Сражение при Ливенберге» , малую золотую (1843) за программу «Сражение при Кулевчи» , большая золотая медаль (1844) за картину «Взятие Варшавы» .
Последняя награда давала право на командировку за границу, но воспользоваться им Коцебу удалось не сразу. На талант Александра Коцебу обратил внимание император Николай Павлович, заказав ему несколько картин. Художник написал в этот период картины «Взятие крепости Шлиссельбурга в 1702 году», «Взятие Нарвы в 1704 году» и другие. Картина «Взятие Нарвы» вызвала всеобщее восхищение, и император Николай Павлович заказал полотно баталии Петра I с Карлом XII.
Только закончив эту картину, Коцебу смог поехать за казённый счёт в заграничное путешествие и был отправлен за границу пенсионером на 6 лет. Возвратился (1849—1850) и получил разрешение вновь отправиться за границу для написания картин из эпохи Семилетней войны и Суворовского похода. Посетив мастерские лучших художников Франции и Италии, Коцебу поселился в Мюнхене, где занялся выполнением нового заказа императора Николая Павловича, здесь были написаны «Цорндорф», «Куннерсдорф», «Русские в Берлине», «Взятие Кольберга», «Битва при Гросс-Егерсдорфе». По исполнении эти картины были помещены в четвертую и пятую комнаты военной живописи в Зимнем дворце .
В 1850 году Александр Коцебу подал прошение о вступлении в Санкт-Петербургскую академию художеств и просил освободить его от исполнения обязательной программы. Совет Академии одобрил принятие Коцебу академиком без исполнения программы :
«По рапорту пансионера Академии, отставного подпоручика Коцебу (№ 1109), определено: по известным трудам пансионера Коцебу по живописи баталической, которыми давно уже доказаны его дарования и достоинства сочинения и исполнения, признать его без программы академиком и представить о сем на утверждение Общего собрания Академии, которое будет в сентябре текущего года». Выписка из журнала Совета Академии от 23 августа 1850 г.
Затем Коцебу приступил к исполнению нового заказа российского императора – написание серии картин, изображающих важнейшие события итальянского и швейцарского походов Александра Суворова. Выполняя эту работу, художник объездил Италию и Швейцарию, сделав массу эскизов местностей, где прошла с боями русская армия. За картины «Переход русских войск через Чортов мост в 1799 г.», «Битва при Нови» и «Сражение в Муттенской долине», Александр Коцебу получил звание профессора (1858). Картина Коцебу « Битва при Нарве » вызвала такое всеобщее восхищение, что император заказал ему полотно баталии Петра I с Карлом XII при Полтаве .
В 1862 году он написал полотно «Победа под Полтавой», которая впервые была представлена в 1864 г. на Всемирной выставке в Париже. В последующие годы Александр Евстафьевич продолжал трудиться в Мюнхене, создавая всё новые картины о важнейших событиях русской военной истории. Были написаны «Сражение русских со шведами при деревне Лесной 28 октября 1708 года» (1870), «Сдача Риги русским в 1710» (1870), «Авангардный бой при Карлсруэ» (1873–74) и другие.
Тяжелая болезнь застала профессора баталической живописи Императорской академии художеств Александра Коцебу во время работы над полотном «Взятие Шипки» - завершить задуманное художнику не удалось.
Скончался в Мюнхене 24 (12 по ст.ст) августа 1889 года. Большинство произведений Александра Коцебу находятся сейчас в Эрмитаже и в Русском Музее.