Interested Article - Карачаево-балкарская музыка

Карачаево-балкарская музыка — народная музыка карачаевцев и балкарцев . Представлена в виде эпических сказаний, песен ( карач.-балк. джырла /жырла/зырла), и музыкальных наигрышей ( карач.-балк. тартыула ).

История исследования

XIX век

История изучения музыкальной культуры карачаевцев и балкарцев начинается со второй половины XIX века, и связана с именами деятелей русской культуры ( С. И. Танеева , М. А. Балакирева , В. Ф. Миллера, М. М. Ковалевского , Н. С. Иваненкова, Н. Г. Тульчинского и др.) , а также европейских исследователей ( Э.Левье , Г. Мерцбахер , В. Прёле К. Хан и др.).

Большую роль в популяризации национального фольклора сыграли князь Исмаил Урусбиев и его сыновья. Мелодии, записанные композитором Милли Балакиревым от Исмаила Урусбиева легли в основу знаменитой фортепьянной фантазии «Исламей» .

Музыкальные инструменты

Народный музыкальный инструментарий :

  • къыл къобуз / джая (жия/зыя) къыл къобуз — « кобуз (музыкальный инструмент) со струнами из конского волоса» — двухструнный смычковый музыкальный инструмент, сольно-аккомпанирующий и ансамблевый. Корпус инструмента цельный, выдолбленный. Роль деки выполняет натянутая кожа домашних животных, также её традиционно изготавливают из мягких пород древесины. Под аккомпанемент къыл къобуза исполняются нартские сказания, историко-героические песни, танцевальные наигрыши, мужские песни-плачи и т. д. Бытует табу на игру на инструменте женщиной. Использовался в обрядово-ритуальной практике. В прошлом къыл къобуз был широко распространён в Карачае и Балкарии. Имеется множество письменных упоминаний инструмента. Къыл къобуз восстановлен этно-фольклорным коллективом «Gollu» .
  • сыбызгъы — духовой музыкальный инструмент — открытая продольная флейта. Также один из наиболее распространённых в прошлом инструментов в Карачае и Балкарии. Представляет собой полую трубку с, как правило, тремя игровыми отверстиями. Композитором С. И. Танеевым упоминается сыбызгъы с шестью игровыми отверстиями. Традиционно инструмент изготавливается из стволов зонтичных растений, тростника, веток деревьев с мягкой сердцевиной. В XIX — начале XX в.в. для изготовления сыбызгъы нередко использовали ружейный ствол, со второй половины XX века — металлическую трубку. Инструмент имел широкое распространение в быту народа, в частности пастухов. Под аккомпанемент сыбызгъы исполняются нартские сказания, историко-героические песни, танцевальные и пастушьи наигрыши и т. д. Женщинам играть на инструменте запрещается. Как и къыл къобуз использовался в обрядово-ритуальной практике.
  • зурнай / зырнай / сырыйна (?) зурна — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Зурна широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
  • харс — шумовой музыкальный инструмент, состоящий из продолговатой деревянной дощечки-пластинки (иногда двух) с ручкой, у основания которой к пластинке свободно привязано несколько дощечек, совпадающих по форме и размерам с основной. Изготавливается из твёрдых пород древесины. Одна из ранних разновидностей инструмента бытует и в настоящее время и представляет собой две соударяемые продолговатые дощечки. Харс аккомпанирует пению и танцам, в прошлом использовался в ритуально-обрядовой практике.
  • къол къобуз / къарын къобуз / тиек къобуз «ручной кобуз / меховой къобуз / клавишный къобуз» гармонь — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармоника вошла в быт карачаевцев и балкарцев во второй половине XIX — начале XX в.в. и постепенно вытеснила народные музыкальные инструменты. Исключительно женский музыкальный инструмент.

Утраченные музыкальные инструменты:

  • къакъгъан къобуз — « кобуз, отбивающий ритм» — трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Инструмент зафиксирован российским этнографом-кавказоведом Г. Ф. Чурсиным.
  • къынгыр къобуз — « косой кобуз» угловая арфа — двенадцатиструнный щипковый музыкальный инструмент. Струны изготавливались из конского волоса. Зафиксирован С. И. Танеевым.
  • гыбыт къобуз — « кобуз из бурдюка» волынка — духовой язычковый музыкальный инструмент. Инструмент упоминается в фольклоре. Ни описания, ни изображений гыбыт къобуз не сохранилось.
  • дауурбас барабан, бубен (?) — ударный музыкальный инструмент.
Инструмент И.Урусбиева из книги Готфрида Мерцбахера

Музыканты, певцы, сказители

  • Султанбек Абаев — первый балкарский профессиональный музыкант, скрипач.
  • Мазан Атабиев (1902—1976) — музыкант-флейтист, автор песенных, танцевальных мелодий.
  • — народный певец, сказитель.
  • Омар Отаров — певец, исполнитель народных песен.
  • — народный поэт-песенник.
  • Абугали Узденов — народный сказитель поэт-песенник.
  • Азнор Ульбашев — певец, исполнитель народных песен.
  • Исмаил Урусбиев — князь ( таубий ), исполнитель народных песен и мелодий.
  • Батырша Уянов (1884—1974) — музыкант-флейтист, автор песенных, танцевальных мелодий.

Примечания

  1. Рахаев А.И. Традиционный фольклор Карачая и Балкарии. — Нальчик: "Эль-Фа", 2002. — С. 12. — 157 с. — ISBN 5-88195-536-6 .
  2. Emile Levier. Retour du Caucase. Notes et Impressions d'Un Botaniste (фр.) // Revue Suisse. — 1893. — Т. LVII .
  3. Merzbacher, Gottfried. . — 1901. — С. .
  4. . vk.com. Дата обращения: 7 мая 2016. 2 июня 2016 года.
  5. // Советская музыка : Журнал. — 1979. — № 3 . — С. 8 .
  6. Балакирев М.А. Воспоминания и письма. — Ленинград: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографий, 1962. — С. 432—453.
Источник —

Same as Карачаево-балкарская музыка