Interested Article - Окситанцы
- 2020-03-08
- 1
Прованса́льцы ( оксита́нцы , фр. Occitans ) — этническая группа французов , проживающая в исторической области Окситания . Сегодня такой национальности нет, но в IX—XII веках в Южной Франции существовала такая народность, имевшая собственный язык, отличный от французского , и свою самобытную культуру. Новопровансальский язык сохранился теперь только в немногих районах в бытовой речи. Регион расселения провансальцев занимал почти треть современной Франции. Сюда, кроме Прованса , входили такие исторические провинции, как Руссильон , Фуа , Овернь , Гасконь , Беарн , Лимузен , Наварра , Аквитания и Гиень , а также Лангедок . Иногда название Лангедок относили ко всем этим землям.
Ланг д’ок значит «язык ок», в отличие от северофранцузского, который называли ланг д’ойль (язык ойль). Ок и ойль — это частица «да» на том и другом языках. Провансальский называют ещё окситанским, а народ — окситанцами. Он имел диалекты: собственно провансальский, руэргский, гасконский, лимузенский. На гасконском диалекте говорил известный по французским романам король Наварры, а позже и Франции, Генрих IV .
В средние века в Провансе процветала богатая литература , главным образом поэзия . Местные рыцари, участники крестовых походов, писавшие стихи, назывались трубадурами . Их язык являлся тогда международным языком Средиземноморья. В Провансе сложился культ «Прекрасной Дамы» и служения ей. Вероятно, этот культ «Прекрасной Дамы» был пережитком местных дохристианских верований, в частности, обычая поклонения Богине-Матери , или лунной богине, носившей у кельтов имя Кори, положенном, в частности, в основу учения неоязыческой религии Викка .
В период крестовых походов из Болгарии сюда проникли идеи секты богумилов. Здесь они получили название катаризма. Катар по- гречески — чистый. Они называли себя совершенными, отрицали догматы католической церкви , осуждали саму эту церковь, называя её «синагогой Сатаны». Это учение представляет собой гностицизм , сходный с восточными учениями, в основе которого — стремление к совершенству. Катары презрительно относились к сексу , и даже к браку. Как пишет , «Прекрасная Дама» — это иносказательно церковь катаров. Они имели свою церковь, своих епископов и священников. А служба рыцаря даме — это служба самой церкви и религии катаров.
Против катаров центральная королевская власть организовывала военные походы, катаров секли, казнили. В ХІІІ веке в городе Альби появилось новое течение — альбигойцы , принявшие катаризм. Крестовый поход, известный, как Альбигойские войны , разрушил культуру Прованса. Она сохранилась к югу от Пиренеев , в Каталонии , так как каталонцы сильнее всего связаны с Провансом родственными узами. В XVI веке во Франции прошли жестокие религиозные войны. Король уничтожал протестантов ( гугенотов или кальвинистов , как их здесь называли). Они также не признавали Римской церкви, требовали, чтобы проповеди читались на родном, французском языке, а не на латыни, которую простой народ не понимал. Они осуждали роскошь, носили скромную одежду, жили экономно, и тоже были подавлены, в чём в какой-то степени повторили судьбу катаров. В XIX веке были попытки возродить провансальский язык, но безуспешные (писатель Фредерик Мистраль и др.) Знаменитые трубадуры: Гильом Аквитанский, граф Пуатье (1071—1126), Бертран де Борн , Джираут де Борнель (1165—1200), Гильом де Кабестань , Раймбаут де Вакейрас (1155—1205), Бертран де Вентадорн.
Литература
- Большая советская энциклопедия, том 21, М., 1975.
- Жерар де Сед. Тайны катаров. М., 1998.
- Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. от 16 февраля 2016 на Wayback Machine . М., 1987.
- 2020-03-08
- 1