Interested Article - Осетинские пироги

Осети́нские пиро́ги ( осет. ирон. чъиритæ , ед. ч. чъири ; осет. дигор. къеретæ , ед. ч. къере ) — традиционное блюдо осетинской кухни в виде плоских пирогов с различными видами несладких начинок (исключение — «детский» пирог со сладкой начинкой из вишни). Имеет круглую форму диаметром 30—40 см и толщину в 2 см. В традиционной культуре осетин пироги с основным видом начинок являются культовым блюдом, имея определённое ритуальное значение (имеется специальный вариант пирога треугольной формы с начинкой из молодого осетинского рассольного сыра ( осет. ирон. æртæдзыхон / осет. дигор. сæфсæг букв. «треугольный»)).

Хорошо сделанным в Осетии считается пирог с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пирог с толстым слоем теста считается признаком неопытности хозяйки.

История осетинских пирогов прослеживается в устном народном творчестве осетин, в особенности, в национальных вариантах нартовских сказаний . Традиционная осетинская кухня складывалась на протяжении последних тысячелетий, как под влиянием кочевого образа жизни древних предков осетин скифов , сарматов и аланов , так и в условиях хозяйствования в горных условиях (начиная с эпохи раннего Средневековья ).

Виды пирогов

В зависимости от начинки осетинский пирог имеет различные названия. Бо́льшая часть названий состоит из слова, обозначающего начинку, и суффикса, указывающего «на содержание чего-либо или обладание чем-либо» ( осет. ирон. -джын / осет. дигор. -гун ).

Разрезанный фидджин

Некоторые виды осетинских пирогов :

Большинство современных видов пирогов могли употребляться осетинами с древних времен, однако это не может относиться к пирогу с картофелем , т. к. эта культура начала массово культивироваться в горах Кавказа только в XIX веке, куда проникла из Центральной России вместе со своим названием (изначально — немецким).

Ритуальное значение

С осетинским пирогом связан обряд три пирога ( осет. æртæ чъирийы ), совершаемый в большие религиозные, национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые по одной версии символизируют Бога, солнце (небо) и землю . На траурной трапезе отсутствует один пирог, который символизирует солнце , так как над усопшим не будет солнца .

Калорийность

В 1 кг настоящего и правильно приготовленного осетинского пирога 300 г теста и 700 г начинки.

В таблице ниже приведена калорийность ингредиентов в осетинском пироге:

Ингредиент Ккал на 100 г
Постное дрожжевое тесто 274
Сдобное дрожжевое тесто 266
Сыр 200—250
Капуста 28
Фасоль 330
Говядина 194
Баранина 220
Растительное масло (подсолнечное) 884

В современной городской культуре

Помимо кафе и ресторанов, осетинские пироги получили широкое распространение как сытная еда по доставке — в качестве альтернативы доставке пиццы или даже вместе с пиццей в меню одной пекарни. Пекарни с доставкой осетинских пирогов распространены не только в Осетии, но также и в различных городах России, Украины, других стран. Они давно переросли этап обслуживания местной осетинской диаспоры и рассчитаны на широкого потребителя — это выражается, в частности, в экспериментах с начинками ради расширения ассортимента .

Популяризация продуктового наименования «осетинские пироги», которым обозначаются различные виды кулинарной продукции, вызывает неоднозначную реакцию в Осетии. В частности, существует инициатива по включению осетинских пирогов (и связанного с ними комплекса традиций) в список объектов нематериального наследия ЮНЕСКО от России .

Примечания

  1. Традиционно приготовлялся в ходе празднования свадьбы (в доме невесты) — Таказов Ф. М. (сост.) Дигорско-русский словарь. — Владикавказ : Алания, 2003. — С. 456.

Источники

  1. Дигорско-русский словарь / сост. Таказов Ф. М.. — Владикавказ: Алания, 2003. — С. 342. — 736 с. — ISBN 5-87862-042-1 .
  2. Дигорско-русский словарь / сост. Таказов Ф. М.. — Владикавказ: Алания, 2003. — С. 456. — 736 с. — ISBN 5-87862-042-1 .
  3. Абаев В. И. Грамматический очерк осетинского языка // Осетинско-русский словарь / сост.: Б. Б. Бигулаев, К. Е. Гагкаев, Н. Х. Кулаев, О. Н. Туаева. — 3-е издание. — Владикавказ: Ир, 2011. — С. 522. — 559 с. — ISBN 978-5-7534-1174-7 .
  4. . Дата обращения: 18 ноября 2010. 24 мая 2011 года.
  5. «В отличие от первого варианта, [на траурной трапезе] отсутствует средний пирог, символизирующий „солнце“, а символы „земли“ и „бога“ остаются неизменными. В осетинской народной поэзии, связанной с похоронно-поминальной обрядностью, часто употребляется оборот „мæ хур бахуыссыд; мæ хур аныгъуылд“ / „погасло моё солнце; закатилось моё солнце“. В этой же связи — осетинская паремия „нæ дуне йыл баталынг“ / „покрылся мраком его мир“» // Вилен Уарзиати . от 14 июля 2014 на Wayback Machine .
  6. . Дата обращения: 1 апреля 2016. 25 февраля 2016 года.
  7. . Дата обращения: 1 апреля 2016. 9 мая 2016 года.
Источник —

Same as Осетинские пироги