Interested Article - Хафса-султан

Хафса́-султа́н (1478/1479 — 19 марта 1534 ) — наложница османского султана Селима I , мать султана Сулеймана I и ещё нескольких детей. В правление сына носила титул валиде-султан .

Имя, происхождение и титулование

В исторических документах и исследованиях мать султана Сулеймана I называют именами Хафса , Хафизе , Айше Хафса и Айше . Некоторые источники считали матерью Сулеймана I дочь крымского хана Менгли I Герая , носившую имя Айше , однако она не могла быть матерью султана, так как вышла замуж за Селима I только в 1511 году , тогда как Сулейман родился в 1494 году . Вероятно, из-за неверного мнения о том, что Айше была матерью Сулеймана I, и возникла путаница с именами .

Документальных подтверждений тому, что матерью Сулеймана I была крымчанка, нет; некоторые источники называют матерью Сулеймана I представительницу династии правителей Дулкадырогуллары , однако этому также нет никаких доказательств . Вероятнее всего Хафса-султан была европейкой , турчанкой или черкешенкой . Отцом Хафсы Алдерсон и Сакаоглу называют некоего Абдюлмуина , однако это имя (или имена Абдюлхай, Абдуррахман и другие производные от Абдуллы) записывали в гаремных книгах в качестве имени отца для всех наложниц при принятии ими ислама .

До введения титула валиде-султан матери султанов носили титул хатун , и хотя многочисленные источники называют мать Сулеймана Хафса-султан , вероятнее всего, при жизни её называли Хафса-хатун . Недждет Сакаоглу пишет, что Хафса стала последней матерью султана, носившей титул хатун , а Кэролайн Финкель отмечает, что первой женщиной, носившей титул валиде-султан официально, стала Нурбану-султан , мать султана Мурада III .

Жизнь в гареме

О жизни Хафсы-султан известно мало. Достоверно известно, что скончалась она в возрасте 56 лет , исходя из чего примерной датой рождения будущей валиде-султан следует считать 1478 или 1479 год . Современники описывают Хафсу как очень красивую женщину . Её юность прошла в Трабзоне, где Селим I , тогда ещё шехзаде , был санджакбеем — губернатором провинции, готовившимся к управлению страной. 6 ноября 1494 года в Трабзоне родился предположительно единственный сын Хафсы — будущий султан Сулейман I .

В 1508—1509 годах Хафса сопровождала сына, когда он последовательно занимал посты санджакбея Шебинкарахисара и Болу . В 1509 году Сулейман был направлен дедом, султаном Баязидом II , в Крым на пост бейлербея Кефе , и Хафса также отправилась с ним . В начале 1512 года Баязид II отрёкся от престола в пользу Селима I; Хафса, теперь одна из наложниц султана, ненадолго прибыла в Стамбул , после чего вместе с сыном была отправлена в Манису , где Сулейман стал санджакбеем . Когда Селим I скончался в 1520 году и Сулейман I стал султаном, Хафса оказалась в столице Османской империи; в Стамбуле Хафса поселилась в Старом дворце, располагавшемся в районе квартала Беязыт , где возглавила гарем сына в качестве валиде-султан (также носила титул мехд-и улья — «колыбель великого султана» ) .

Эвлия Челеби в своей книге Сейяхатнаме («Книга путешествий») сообщает без указания причины, что в 1520 году султан Сулейман I отправил мать в Трабзон. Если в записях Эвлии Челеби нет ошибки, и он пишет именно о Сулеймане I, а не о Селиме I, то Хафса была отправлена в Трабзон с государственной миссией: ей была поручена организация новой административной единицы — . Эвлия сообщает также, что отсюда Хафса отправила сыну несколько писем . Вместе с тем турецкие и зарубежные источники сообщают, что Хафса хоть и имела большое влияние на сына-султана, но не злоупотребляла им и выполняла лишь административную функцию во дворце, до конца своей жизни пытаясь помешать Хюррем-султан получить единоличное влияние над Сулейманом I и подавить соперничество между Хюррем и матерью старшего сына султана, шехзаде Мустафы , Махидевран-султан .

В архивах султанского дворца сохранилось несколько писем, отправленных Хафсой султанам Селиму I и Сулейману I . Одно из писем, подписанное «Валиде-и Султан Сулейман Шах» («мать султана Сулейман-шаха»), было адресовано Селиму, когда он был ещё шехзаде; в письме Хафса выражала надежду, что Селим займёт трон, и его ожидание не будет напрасным. Кроме того, это письмо показывает, что во времена пребывания Селима в Трабзоне Хафса была не с ним, а с сыном в санджаке. В 1522 году Хафса написала сыну письмо, а также приложила к нему письмо вдовы египетского наместника Хайыр-бея, с просьбой помочь той покинуть Египет; Хафса также была готова взять на себя расходы на переправку из Египта вдовы Хайыр-бея и взять её под своё покровительство в Стамбуле. В другом письме Хафса просит сына позаботиться о его двоюродных сёстрах Айше и Фатьме, дочерях , которые стали круглыми сиротами после смерти матери. Историки, исследовавшие письма Хафсы, пришли к выводу, что она была сострадательной и доброжелательной .

На посту валиде Хафса пробыла тринадцать лет, пять месяцев и двадцать семь дней . Она скончалась в Стамбуле 19 марта 1534 года ; историк Мехмед Сюрейя-бей указывает годом смерти Хафсы 1539 год , однако, вероятно, эта дата является ошибочной. Мать султана Сулеймана I была похоронена в саду в Фатихе , Стамбул ; позднее по приказу Сулеймана I над могилой его матери был воздвигнут мавзолей , в котором после 1536 года была похоронена одна из дочерей Хафсы — Хатидже-султан . Также, согласно записям в Хадикатю’ль джевами , в мавзолее Хафсы были похоронены трое маленьких сыновей Сулеймана I — Мурад, Махмуд и Абдулла — и одна из гаремных женщин .

Потомство

Достоверно неизвестны количество и имена детей султана Селима I от Хафсы. Помимо Сулеймана I, Хафса считается матерью Хатидже-султан (ум. после 1536), Фатьмы-султан (ум. после 1553) и Бейхан-султан (ум. до 1559) .

Благотворительность

Как и многие матери султанов Хафса занималась благотворительностью. Вакуфы Хафсы-султан действовали в Манисе , Бурсе и Ментеше . Она также построила гостиницу на пути из Стамбула в Эдирне, вблизи которой позднее расцвёл город Хавса , мечеть в , мечеть и хаммам в Мармарисе , медресе и имарет в Трабзоне .

Наибольший её вклад остался в Манисе : здесь ею в 1522 или 1523 году был построен комплекс, состоящий из трёхкупольной мечети, медресе , мектеба , обители дервишей и имарета , а уже после смерти Хафсы по приказу Сулеймана I были построены хаммам (1538) и лечебница (1539) . Комплекс занимал важное социальное и экономическое место в жизни города и представляет собой классический образец османской архитектуры . Согласно записям вакуфа, комплекс был построен Тимурташоглу Али-беем в районе садов Манисы так, чтобы город мог расширяться в сторону окраин. К западу от мечети были выстроены 20 домов, владельцы которых освобождались от уплаты любых монопольных налогов. Со временем был сформирован район, определявший направление развития города. В июне-июле 1523 года Хафсой-султан был учреждён вакуф, назначены его управляющие и источники дохода. К 1531 году в работниках фонда числилось 117 человек. В мечети было два имама, проповедник, четыре муэдзина и другие служащие. Пищу в имарете, в котором трудилось 20 человек, подавали регулярно: согласно данным вакуфных книг, ежегодное потребление мяса имаретской кухни составляло 16 627 килограмм, а потребление пшеницы — 91 500 килограмм. В обители дервишей постоянно проживало девять человек. В медресе преподавало до десяти человек, получавших зарплату 2 акче в день. В вакуфных книгах за 1575 год сообщается о назначении ответственных за работу построек в западной части комплекса: здесь числились главный лекарь, второй лекарь, руководитель лечебницы, глазной врач, хирург и помощник руководителя. В 1559 году были произведены ремонт и реконструкция некоторых зданий комплекса. К 1960 годам под действием естественных причин была разрушена большая часть комплекса; в 1969 году Главное управление фондами восстановило часть разрушенных строений, кроме имарета и обители дервишей, которые не подлежали восстановлению .

Фестиваль в Манисе

С именем Хафсы-султан связан ежегодный фестиваль «Маниса месир маджуну». Согласно легенде, когда Хафса пребывала в Манисе, она заболела. К постели больной был вызван главный лекарь султанского двора Муса бин Муслихиддин бин Кылыч (ум. 1552), который создал лечебную пасту из 41 сорта трав, исцелившую Хафсу. Мать Сулеймана I пожелала, чтобы пасту раздали всем желающим повсеместно. Позднее раздача мази была превращена в фестиваль, который проходит в праздник Новруз .

В культуре

Телевидение

  • В украинском телесериале « Роксолана » (1997) роль матери Сулеймана, Айше Хафсы-султан, исполнила Татьяна Назарова .
  • В турецком историко-драматическом телесериале «Хюррем Султан» (2003) мать султана не называется по имени, а только по титулу. Роль исполнила .
  • В турецком историко-драматическом телесериале « Великолепный век » (2011—2012) мать султана Сулеймана I носит имя Айше Хафса-султан и объединяет биографии Хафсы и Айше-хатун , дочери крымского хана Менгли I Гирея . Роль исполнила Небахат Чехре .

Литература

Хафса-хатун является второстепенным персонажем ряда турецких и зарубежных литературных произведений, описывающих жизнь её невесток Хюррем , Махидевран и Гюльфем . В большинстве из этих произведений роль Хафсы не имеет никакого исторического основания .

См. также

Примечания

  1. , p. 83 (прим.).
  2. , table XXX.
  3. , s. 7.
  4. , s. 494.
  5. , p. 83.
  6. , s. 199.
  7. , p. 186.
  8. , p. 52.
  9. , s. 122.
  10. , s. 201.
  11. , table XXVIII.
  12. , table XXIX (note 1).
  13. , table XXIX.
  14. , s. 54.
  15. , с. 231.
  16. , s. 121.
  17. , p. 117.
  18. , s. 122—123.
  19. , p. 123.
  20. , s. 200.
  21. , s. 123.
  22. , p. 233.
  23. , s. 123.
  24. . КиноПоиск . Дата обращения: 9 апреля 2018. 9 апреля 2018 года.
  25. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  26. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  27. , s. 199—200.

Литература

  • Финкель Кэролайн. История Османской империи: Видение Османа. — М. : АСТ ; Астрель, 2012. — 829 с. — (Всемирная история). — ISBN 978-5-17-043651-4 .
  • Akyıldız Ali. // Islam Ansiklopedisi . — İs. : İslâm Araştırmaları Merkezi, 2012. — Vol. 42. — S. 494—499.
  • Alderson Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956.
  • Bahadıroğlu Yavuz. . — An. : Nesil yayınları, 2007. — 541 S. — ISBN 975-269-299-0 . — ISBN 978-9-752-69299-2 .
  • Bayat Ali Haydar. // Islam Ansiklopedisi. — İs. : İslâm Araştırmaları Merkezi, 1997. — Vol. 15. — S. 122—123.
  • Sakaoğlu Necdet. Bu mülkün kadın sultanları. — An. : ALFA/Tarih, 2015. — С. 199—201. — ISBN 978-605-171-079-2 .
  • Somel Selçuk Akşin. . — Lamham: Scarecrow Press , 2003. — 399 p. — ISBN 08-108-4332-3 . — ISBN 978-0-810-84332-5 .
  • Süreyya Mehmed Bey. / ed. Nuri Akbayar. — İs. : Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — 469 S. — ISBN 975-333-049-5 . — ISBN 975-333-038-3 .
  • Öztuna Yılmaz. / ed. Ömer Kul. — İs. : Babıali Kültür Yayıncılığı, 2006. — С. 233. — 260 с. — ISBN 975-009-811-0 . — ISBN 978-9-750-09811-6 .
  • Peirce Leslie P. . — Oxf. : Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 01-950-8677-5 . — ISBN 978-0-195-08677-5 .
  • Uluçay, M. Çağatay. Padişahların Kadınları ve Kızları. — İs. : Ötüken, 2011. — S. 53—54. — ISBN 978-975-437-840-5 .
  • Yavaş, Doğan. // Islam Ansiklopedisi. — İs. : İslâm Araştırmaları Merkezi, 1997. — Vol. 15. — S. 123—124.
Источник —

Same as Хафса-султан