Упоминается в
Лаврентьевской летописи
при сообщении о большом количестве умерших в
Киеве
зимой 1092 года: «В си же веремена мнози человеци умираху различными недугы, якоже глаголаху продающе корсты (гробы), яко продахомъ корсты от Филипова дне до
мясопуста
7 тысячь»
.
Апостолу Филиппу молятся при разных недугах, особенно при глазных болезнях и укусах змей, в печали и скорби
.
К заговенью завершалась
кудельница
— время, когда женщины, девушки, девочки готовили
кудель
— очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения
.
День святого Филиппа праздновался широко, щедро: это было
Заговенье
перед
Рождественским постом
[
страница не указана 2639 дней
]
. Филиппово заговенье — начало рождественского «холодного» поста
. Другое название поста — Карачуновский
. Это название связано с древним словом
«карачун»
, означавшем тьму, смерть и самую длинную ночь в году. Впоследствии карачуном стали называть внезапную смерть в молодом возрасте
.
В
Макарьевском уезде
в Нижегородской губернии в осенний мясоед проходил мирской обеденный пир — «Никольщина» — с поеданием трёхлетнего, специально откормленного бычка
.
С этого времени, около Филиппова дня, начинается «волчий месяц». Существовало поверье что волки с этого дня «стаятся и начинают бродить, и поближе к жилищам людей подбираются»
. Со следующего дня начинались «Волчьи свадьбы»
. Болгары считали, с 11 по 21 ноября (
волчьи праздники
), а особенно в этот день, по земле бродят самые опасные болезни, день этот соответственно назывался —
Мратинци
(мертвяки)
.
Филипповки — последний срок свадьбы справлять — конец осенним свадебным неделям (начинались в
Покров день
)
, в посты свадеб не играли
.
На Филиппово заговенье принято было выносить на двор закуску
домовому
, чтобы водился скот
. Домовых призывали на ужин, величая их и домовыми, и родителями
.
Коринфский А. А.
// . —
М.
: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 457—467.
Невский А. А.
Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. —
Л.
: Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. —
ISBN 5-7479-0447-7
.
/ Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. —
М.
: Наука, 1999. — 725 с. —
ISBN 5-88590-309-3
.
Русские: история и этнография / под ред. И. В. Власовой и В. А. Тишкова. —
М.
: Олимп, 2008. — 751 с. —
ISBN 978-5-17-052666-6
.
Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. —
М.
:
ИЭА РАН
, 2000. — Т. Том 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. —
ISBN 5-201-13720-2
.
Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодействиях. Этнологические очерки / Сост. А. Д. Коростелев. Отв. ред. М.Н. Губогло. М. Центр по изучению межнациональных отношений (Российская академия наук). —
М.
: Старый сад, 2005. — 446 с. —
ISBN 5-89930-101-5
.
Чичеров В. И.
. —
М.
: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
Шанский Н. М.
и др.
Карачун // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. —
М.
: Просвещение, 1971. — С. 188 .
/ Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. —
СПб.
: Респекс, 1996. — 560 с. —
ISBN 5-7345-0063-1
.
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)
Беларускі Праваслаўны каляндар на 1971 год. — Кліўленд: Выданьне Епарх. Управы Сьв. БАПЦ, 1970. — 169 с.
(белор.)
Велев Г. Л.
Българският народен календар. В 3-х т.. — София: Тангра ТанНакРа, 2000. — Т. 1. — (Библиотека «Българска вечност»).
(болг.)