Interested Article - В чём моя вера?
- 2020-09-29
- 2
«В чём моя́ ве́ра?» (1883—1884; первое издание 1884) — религиозно-философский трактат Л. Н. Толстого , излагающий основы толстовства . Сразу же после публикации в России был запрещён .
Содержание
До 50 лет (то есть до 1878 года ) Толстой считал себя нигилистом, а затем обратился к «учению Христа», которое противопоставляется «учению церкви» ( антиклерикализм ). Под «церковью» в своих трудах Толстой описывал, прежде всего, Православную церковь. Толстой считал, что, в отличие от Христа, церковь благословляет войны, казни, гонения и разделения между людьми. Церковное учение о таинствах, постах и молитвах Толстой считает излишним. Этому он противопоставлял истины Христа о любви, прощении обид, самоотвержении и смирении. Кроме того, Толстой замечает, что в Евангелиях мы не обнаруживаем церковного учения о том, что Христос — это второе лицо Троицы, воплотившееся, чтобы искупить грехи всего человечества. Учение Христа формулируется в пяти простых заповедях: «не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищайтесь насилием, не воюйте». Этим заповедям соответствуют пять соблазнов: гнев, похоть, клятва, противление злу и разделение между народами.
Свою веру Толстой основывал на Нагорной проповеди , которую считал сутью Евангелий. Особенно он выделял слова Христа о «непротивлении злу» ( ненасилие ). Он считал величайшим заблуждением, что учением Христа невозможно руководствоваться в общественной жизни. Причиной зла он называет «тогу» (термин из иврита) — ложных кумиров, выраженных в церкви, государстве, культуре, науке, искусстве и цивилизации. Участие в войнах и судебных тяжбах он называл «тогу» — нарушением заповеди о «непротивлении злу». Одной из форм служения «тогу» Толстой называл присягу властям, которая запрещена Христом («не клянитесь вовсе»). Поэтому он считает истинным лишь древнее «христианство до Константина ». Он в равной степени дистанцируется от греческого (православного), католического и протестантского христианства, а также от «вольнодумных толкователей» ( Ренан , Штраус ).
Он также полагал, что установление царства Христа на Земле зависит в том числе и от самих людей. Он отрицал «плотское воскресение». Он замечает, что в греческих подлинниках обыкновенно используется слово, обозначающее «восстание» и «пробуждение». Сам же человек смертен, поскольку «жизнь вечная» (евр. хайе-ойлом ) есть свойство одного Бога. Смысл его жизни — это попечение о других ( альтруизм ). В качестве аргумента Толстой приводит притчу о пророке Ионе , который был наказан Богом за то, что пытался обособиться от остальных людей. Критикует он также и аскетизм , осуждая, впрочем, и погоню за благами мира («по учению мира») в рамках «гнилого города».
Важность обращения к религии Толстой объяснял тем, что именно она даёт людям смысл жизни, тогда как наука пытается его реализовать. В этом отношении религия оказывается этической системой («как надо жить») и трактуется широко — от буддизма и иудаизма до конфуцианства и «греческой мудрости». Антирелигиозные декларации современных ему людей Толстой считал «религией повиновения существующей власти».
Идеал жизни Толстого слагается из шести компонентов:
- Общение с землёй, растениями и животными,
- Свободный физический труд , дающий хороший аппетит и крепкий сон,
- Семья ( моногамия ),
- Общение с другими людьми,
- Здоровье,
- Безболезненная смерть.
Судьба книги
Трактат «В чём моя вера?» был опубликован в 1884 году. Из-за критики церковного учения на него сразу же был наложен цензурный запрет, но после конфискации тиража в Цензурный комитет посыпались индивидуальные запросы о выдаче экземпляров книги. Среди просящих были: министр внутренних дел граф Д. А. Толстой , другие министры, многие начальствующие лица. В дворцовых и придворных сферах также пожелали иметь несколько экземпляров. В результате весь тираж избежал уничтожения и разошёлся довольно необычным, но вполне легальным способом.
Впервые полное русскоязычное издание книги увидело свет в Женеве в 1888 году.
Впоследствии трактат переиздавался в СССР (в частности — в 90-томном Полном собрании сочинений Л. Толстого, издававшемся в 1928—1958 гг.).
Последствия
24 февраля 1901 года писатель был отлучён от церкви её официальным органом — Святейшим Синодом . Толстой подтвердил свой разрыв с православной церковью в своём «Ответе Синоду».
Примечания
- // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- 2020-09-29
- 2