История Иордании
- 1 year ago
- 0
- 0
Черкесы в Иордании (Иорданием ис адыгэхэр/) — диаспора адыгов численностью около 170 тыс. граждан Иордании , одно из малых этнических меньшинств королевства.
В Иордании черкесы считаются оплотом стабильности и даже символом королевства.
Вся черкесская диаспора в Иордании представляет собой потомков мухаджиров (иммигрантов) с Кавказа , покинувших родину ( Кавказ ) после поражения в Русско-Кавказской войне (1763—1864).
Нижегородский учёный А. А. Камраков, изучавший особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке, сделал следующие выводы :
- Иорданию черкесы стали заселять ещё в 1903 году, когда первые 700 семей поселились в безлюдных местах (Зарка, Свейлах, Сухна, Азрак).
- Черкесы принимали активное участие в защите Иордании. Во время 1- мировой войны они сражались в составе турецких ВС, после установления английского мандата вошли в состав мобильного полицейского отряда, а с образованием независимого королевства Иордания — черкесская гвардия стала верной опорой королевской власти.
- Лояльность черкесов Хашимитам практически не подвергалась эрозии вследствие многочисленных «политических бурь».
- Даже в 1956 году во время тройственной агрессии против Египта, в Иордании усилились оппозиция, и черкесы оставались едва ли не единственной опорой режима.
- Некоторые черкесы занимали высокие посты в иорданской администрации, были представлены в парламенте, в спецслужбах и т. д.
- Высокий статус диаспоры в органах государственной власти Иордании был поколеблен только в 1980-е гг., когда Хашимиты стали проводить курс на арабизацию кадров государственных служащих путём привлечения во власть бедуинов.
- Всеми силами переселенцы с Кавказа стремились сохранить свою специфическую культуру. На чужбине все выходцы с Кавказа сблизились до такой степени, что этнические и племенные различия постепенно нивелировались, и к концу прошлого столетия сформировалась принципиально новая этнокультурная общность. Интересно, что вот уже несколько десятилетий в Иордании выходит ежедневная радиопередача «Из черкесского искусства», в которой принимают участие ведущие представители диаспоры. Традиционный стиль воспитания детей и традиционные социальные отношения, привнесенные с Кавказа, сохранились у черкесов и поныне. Так, например, до сих пор актуальны своды неписаных правил черкесского этикета «Адыгэ Хабза» и кодекса бытового поведения «Базанджа».
- Обосновавшиеся в Иордании черкесы также обладают разветвленной сетью общинных институтов, поддерживающих развитие традиционного черкесского искусства и традиционной горской идентичности, а также институтов благотворительного характера и институтов, способствующих налаживанию связей с исторической родиной (Иорданское общество друзей черкесов Кавказа и т. д.). Благодаря деятельности институтов такого рода сохраняется сетевое взаимодействие не только с исторической родиной, но и взаимодействие между сегментами черкесской диаспоры в разных странах Ближнего Востока.
— Камраков А.А. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке