Interested Article - Красота и уродство
- 2020-03-13
- 1
«Красота и Уродство» — третий студийный альбом российского рэп-исполнителя Oxxxymiron 'а, знаменующий его полноформатное возвращение после длительного перерыва в музыкальной карьере. Работа была выпущена 1 декабря 2021 года, чуть больше, чем через 6 лет после предыдущего альбома исполнителя, « Горгорода », который вышел 13 ноября 2015 года.
Пластинка насчитывает 22 композиции Бориса Гребенщикова , «Портрет Неизвестного И», оригинал которой был написан в 2018 году .
, больше, чем любая из ее предшественников в дискографии исполнителя . Обложка альбома является слегка видоизмененной версией картиныАльбом обрёл признание как среди критиков, так и среди обычных слушателей Spotify , а в российском Apple Music так и вовсе сумел отобрать лидерство у альбома « Bandana I », который занимал лидерскую позицию на протяжении более чем месяца . Впоследствии, в треке « The Story of Alisher » Мирон даже кичился тем, что его третий альбом на протяжении почти года удерживал позицию в топ-10 , а по состоянию на 11 сентября 2023 года пластинка всё ещё держится в топ-25 .
. В конце концов, положительно отмечен он был даже политическими деятелями . Коммерческий и статистический успех также не обошел «Красоту и Уродство» стороной: сразу же после выхода альбом попал в топ-5 глобального чартаПредыстория
После выхода третьего микстейпа « Смутное время » продолжилась промо-кампания в поддержку нового альбома Oxxxymiron'a. 22 ноября 2021 года в девяти городах России: Москва , Санкт-Петербург , Екатеринбург , Воронеж , Казань , Краснодар , Ростов-на-Дону , Самара и Нижний Новгород , аналогичных рекламной кампании «Когда альбом», появились билборды с анонсом третьего студийного альбома Oxxxymiron'a — 1 декабря 2021 года .
Альбом вышел 1 декабря 2021 года в 22:42 по московскому времени на стриминговых сервисах .
Создание альбома
Несмотря на то, что об истории создания альбома известно очень мало, исходя из имеющейся информации можно сделать вывод, что первые приготовления ко всей истории с «возвращением» Оксимирона начались ещё в 2019-2020 годах. Так, например, исходя из постов в официальном Telegram -канале исполнителя , первые демозаписи для треков, появившихся на альбоме, создавались ещё летом 2019 года. Достоверно известно что «Дрейдл», заключительный трек альбома, был среди них . Из официального видео о создании клипа к треку « Кто убил Марка? » и всех клипов, приуроченных к « Смутному времени », также можно узнать о том, что вся история с возвращением рэпера планировалась задолго до выхода самого альбома. Например, клип к треку «Мох» находился в разработке с декабря 2020 года .
Среди опубликованных демозаписей есть и такие, что датируются маем 2021 года . Поделился исполнитель и демо трека «Улет» с другим битом , которое было записано в 2020 году . Однако, что примечательно, несмотря на настолько продолжительную работу над альбомом, большую часть этого времени проект, предположительно, находился на ранней стадии. В демозаписях оказалось достаточно много отброшенного материала, а к трекам, которые, в конце концов, заимели релизные версии, продолжали подбирать биты .
По традиции Мирона , этот альбом также продолжали доделывать и полировать вплоть до последних часов перед выходом. В опубликованном самим исполнителем ролике можно видеть, как продюсер альбома, Danny Zuckerman и миксинг-инженер Макс Кравцов находятся в студии и проводят последние работы над всё тем же треком «Дрейдл». Видео было записано 26 ноября 2021 года, за 5 дней до выхода самого альбома.
Содержание альбома
Концептуальная составляющая
Как и предыдущая работа исполнителя, « Горгород », «Красота и Уродство» также носит определённый концептуальный характер, однако в этот раз куда более тонко вплетённый в общую канву альбома. При этом, сама концепция находится на поверхности: название альбома напрямую заявляет о ней, а обложка призвана ещё более красноречиво задать направление. За основу взята картина Бориса Гребенщикова , выполненная в абстрактном стиле, отличительной чертой которого зачастую является умение самого наблюдателя (а, в данном случае, ещё и слушателя) интерпретировать данные ему образы и придать ему субъективную ценность либо антиценность. Так и здесь, вероятно, Мирон предлагает слушателям самим для себя решить, является ли обложка «красотой» или «уродством». Впрочем, скорее всего, обложка точно так же, как и содержание альбома, передаёт мысль о том, что, там, где есть «красота», неминуемо существует и «уродство» и наоборот. Не зря ведь главными образами картины является оранжевое «нечто» и зелёный фон вокруг него, цвета которых, опираясь на цветовой круг , являются почти комплементарными, придавая обложке и её трактовке большей противоречивости.
Одноимённый трек «Красота и Уродство» целиком строится на сосуществующих глобальных и личностных контрастах. Наблюдая за происходящим вокруг, автор подмечает дуальность соседствующих и друг с другом феноменов, которые являются пускай и странным, но нормальным порядком вещей, пускай и несправедливым и, даже, отчасти ироничным, ибо, несмотря на то, что являются совершенно противоположными, тем не менее, умудряются уживаться друг с другом, как раз таки и задавая тему альбома о том, что, несмотря на повсеместно распространённое «уродство», где-то рядом с ним есть всё та же «красота». Эта тема имеет весьма разношёрстное раскрытие в альбоме, находя свое развитие в сродных темах. К примеру, в следующем же треке, «Нон-фикшн», через образ человека, помешанного на теориях заговора , Мирон транслирует очевидно абсурдные и бессмысленные для большинства людей вещи, рисуя таким образом альтернативное восприятие реальности лирическим героем трека, для которого все его теории являются истиной и, в каком-то смысле, «красотой», когда для всех окружающих это не более, чем просто бред и «уродство», лишний раз подчеркивая таким образом субъективность восприятия заглавной темы альбома. С другой стороны, в треке «Мы все умрём» исполнитель работает с темами того, что, несмотря на все былые невзгоды и неудачи или же, наоборот, заслуги, люди всё равно должны двигаться и смотреть вперёд. Вместе с этим присутствуют также и мотивы нахождения чего-то хорошего и жизнеутверждающего даже в таких, на первый взгляд, очевидно плохих вещах, как смерть. Всё это также находит своё развитие и другого рода перспективы в треках «Чувствую», «Партизанское радио», «Непрожитая жизнь», «Эспрессо Тоник», «Пантеллерия», «Лифт», «Улет», «Эминем», «Тень» и «Дрейдл», создавая поистине комплексную и неоднозначную картину «Красоты и Уродства».
Выпуск альбома
Релиз и последующие события
Несмотря на то, что альбом всё же вышел в заявленную дату, произошло это почти что ночью Spotify , Apple Music , Yandex Music . Также, альбом был доступен всем желающим для бесплатного прослушивания и скачивания в официальном сообществе исполнителя во ВКонтакте . Альбом сразу взлетел до верхов чартов. По словам пресс-службы Spotify Россия , «Хоп-механика» и «Мы все умрём» набрали более миллиона прослушиваний за первые несколько дней с момента выхода пластинки .
, из-за чего весь день 1 декабря продолжались обсуждения того, реален ли альбом или всё-таки нет. Впоследствии, альбом вышел на большом количестве площадок, среди которых были3 декабря, спустя 2 дня после релиза альбома, Oxxxymiron опубликовал видео, ставшее заключением многолетней истории с ожиданием альбома . В нём демонстрируется дрейдл с четырьмя гранями самого исполнителя, описанный в одноимённом треке . Кроме того, в описании к ролику прилагался не только весь «состав» гостевых появлений «Красоты и Уродства», но и благодарность техническому персоналу, создавшему все клипы, что предшествовали релизу альбома, в особенности (известному под псевдонимом Tim Roho ) и его команде, с которой Мирон, впоследствии, вновь поработает над клипом « The Story of Alisher » .
31 января 2022 года рэпер опубликовал видео, в котором отметил головокружительный успех альбома и поблагодарил слушателей за поддержку .
«Первые концерты за 5 лет»
Незадолго после выхода альбома во всех соцсетях исполнителя было объявлено о предстоящих концертах в Москве и Санкт-Петербурге . Это должны были быть первые сольные концерты Оксимирона с момента начала его «перерыва», датой был назначен март 2022 года. Кроме того, рэпер также должен был появиться на фестивале «Боль» в Москве . Однако, из-за начала полномасштабного вторжения России на территорию Украины , исполнитель в опубликованном им обращении принял решение «перенести на неопределённый срок» заявленные ранее концерты, предоставив возможность возврата денег за билеты .
В последующем обращении Мирон анонсировал серию благотворительных концертов по городам Европы под названием «Russians Against War», для которых были организованы трансляции на YouTube , Twitch и Instagram , а вся прибыль была передана украинским беженцам . На заключительном концерте серии в Берлине прозвучал слегка отредактированный под политическую ситуацию текст одной из демозаписей с альбома , который в сообществе принято называть «Лукавый век» .
Список композиций
Слова и музыка всех песен Мирона Фёдорова . Все песни спродюсированы . Альбом также включает в себя небольшое количество гостевых участий, среди которых Томми Кэш , записавший эдлибы для трека «Рашн Роуд Рейдж» , вокалистки ( припев в «Мы все умрём» и бэк-вокал в «Партизанское радио» ) и Айгель Гайсина из дуэта АИГЕЛ (в аутро «Намешано» ), Дельфин с небольшим куплетом в «Чувствую» и, наконец, ATL и с полноценными гостевыми куплетами в треке «Грязь» .
№ | Название | Гостевое участие | Длительность | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Хоп-механика» | 2:18 | |||||||
2. | «Агент» | 3:35 | |||||||
3. | «Красота и Уродство» | 2:39 | |||||||
4. | «Нон-фикшн» | 3:35 | |||||||
5. | «Рашн Роуд Рейдж» | Томми Кэш | 2:38 | ||||||
6. | «Мы все умрём» | Тося Чайкина | 2:46 | ||||||
7. | «Чувствую» | Дельфин | 3:35 | ||||||
8. | «Окно в Париж» | 3:14 | |||||||
9. | «Партизанское радио» | Тося Чайкина | 2:46 | ||||||
10. | «Непрожитая жизнь» | 3:55 | |||||||
11. | «Празднуй» | 4:56 | |||||||
12. | «Намешано» | Айгель Гайсина | 3:51 | ||||||
13. | «Эспрессо Тоник» | 1:55 | |||||||
14. | «Пантеллерия» | 2:53 | |||||||
15. | «Лифт» | 4:35 | |||||||
16. | «Грязь» | ATL, Игла | 3:32 | ||||||
17. | «Улет» | 2:31 | |||||||
18. | «Эминем» | 2:49 | |||||||
19. | «Рецензия» | 1:08 | |||||||
20. | «Африканские бусы» | 2:27 | |||||||
21. | «Тень» | 3:04 | |||||||
22. | «Дрейдл» | 2:26 | |||||||
1:07:08 |
Реакция
Реакция слушателей
Альбом и, в особенности, его текстовая часть оказалась особенно обсуждаемой в сети. Подобное также привело к популяризации так называемых «оксиэкспертов» и вездесущей аналитики , разборов и « декодинга » треков исполнителя. Благодаря заинтересованности слушателей в понимании всего ими услышанного и, непосредственно, витиеватости и комплексности написанного Мироном, в 2022 году альбом занял 10-е место в списке самых популярных на сайте аннотаций и текстов песен Genius , что оказалось особенно иронично, учитывая, что сам исполнитель, можно сказать, предрекал подобный исход в треке «Африканские бусы» , прокомментировав таким образом современную тенденцию то ли от собственного непонимания, то ли от лени и доступности информации пользоваться сайтами вроде того же Genius 'а вместо того, чтоб пытаться проанализировать услышанное самостоятельно.
Отзывы музыкантов
ЛСП , используя популярную на стриминговой платформе Twitch шутку, которую часто используют зрители топовых блогеров, прокомментировал альбом в своём Instagram -аккаунте: «Привет, Мирон. Это я, твой единственный слушатель. Я на протяжении многих лет создавал иллюзию того, что тебя слушают много людей, но это был я. Сейчас напишу это сообщение со всех аккаунтов» . А также сделал нового альбома в своей группе ВКонтакте и Instagram-сторис.
Big Baby Tape высказался по поводу нового альбома Oxxxymiron’а в своём Instagram-аккаунте. «Это безусловно талантливо. Очень продуманные текста и интересная работа со словами и рифмами. Припевы говно», — написал рэпер. «Ну и п**** ту мач информации, я как будто учебник прочитал против своей воли. Для моего зумерского мозга слишком перенасыщено смыслами, аж больно стало», — добавил артист. Также он отдельно отметил отсылку на Kizaru в треке «Африканские бусы»: «Жирный дизлайк за дисс на Кизару» .
Реакция политиков
Заместитель председателя комитета Госдумы России по культуре Елена Драпеко обрадовалась выходу нового альбома и пожелала Oxxxymiron’у успехов и удачи . Она прослушала альбом и поделилась своими впечатлениями: «У него есть безусловное достоинство — он очень литературно грамотен, он талантлив. <...> Я слышала такое же: это начало 20-го века, Семен Кирсанов, Хлебников, даже Маяковский. Это все из этой серии. Только тогда это было без аккомпанемента». Также она отметила оппозиционные мотивы в песнях рэпера, но назвала их провокациями, на которые призвала не поддаваться. «Интеллигенция во все времена была оппозиционна любой власти — хоть царской, хоть советской, хоть современной — это нормально», — объяснила Драпеко .
Оппозиционный политический деятель Владимир Милов в программе «Милов по вторникам» заявил: «Это уже далеко не рэп. <...> Это такое очень яркое полотно о современной жизни в России». Меломан со стажем, Милов сопоставил воздействие альбома с « Группой крови » Виктора Цоя .
Высоко оценил творчество Оксимирона заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков : «Тексты Окси поразительны по своей глубине, их лучше слушать, на мой взгляд, убрав музыкальный фон, и изучать. Это большой талант <…> Мне нравится просто его сложение слов и его ассоциативные ряды. Мне очень нравится то, как он осуществляет качественные скачки, как электрон в атоме прыгает совершенно внезапно с одной орбиты на другую, так вот и рэп Оксимирона»
Оценки критиков | |
---|---|
Источник | Оценка |
InterMedia | 8/10 |
Отзывы в специализированных музыкальных изданиях
Главный по спецпроектам и музыке на « Афише Daily » Николай Овчинников выпустил рецензию на альбом под названием «Наши ожидания — наши проблемы. Николай Овчинников — о „Красоте и уродстве“ Оксимирона» . Позднее, на этом же сайте вышло ещё две рецензии — обе оказались, исходя из названия статьи, «злыми». В них Владимир Завьялов называет Оксимирона «фейсбук-рэпом», а Николай Кубрак подводит итоги словами «Оксимирон смог накалить ожидания альбома до максимума. Но его личность снова перевесила музыку. Пока все ждали новой формы, смелых лозунгов и эксперимента, с альбомом произошло худшее — он оказался обычным» .
Редактор отдела «Культура» на Lenta.ru Илья Кролевский выпустил рецензию «Он вам не омикрон. Оксимирон выпустил альбом „Красота и Уродство“. На нём рэпер зачитал обо всём». В ней автор текста отмечает, что «„Красота и Уродство“ не сильно выделяется из остального творчества Оксимирона», однако и отмечает, что «нет, Оксимирон за шесть лет без альбома актуальность, как он иронизирует в «Рецензии», вовсе не растерял. И с нами, по-видимому, останется еще надолго» .
Александр Горбачёв в своей рецензии на сайте Meduza отметил, что Оксимирон в своём альбоме «наводит мост между хип-хопом и большой культурой», при этом оставаясь поэтом, который «просто отсекает тех, кто не готов к разговору». «„Красота и уродство“ — совсем не продолжение „Горгорода“. Это действительно в некотором смысле обнуление», — считает он .
Редакция сайта The Flow в числе Андрея Никитина, Андрея Недашковского, Кирилла Бусаренко и Максима Саблина положительно высказалась об альбоме, назвав релиз «главным альбомом года» в русском рэпе, похвалив смысловую нагрузку и музыкальную составляющую альбома . Также, The Flow поместили альбом на 1 позицию в «Топ-50 отечественных альбомов 2021» .
Олег Кармунин из редакции Forbes назвал Oxxxymiron'а «президентом русского рэпа», выразив восхищение альбомом, назвав релиз важнейшим в русском рэпе: «Оксимирон решает главную проблему русской музыки: у нас огромная, но невидимая индустрия. Много музыки, но мало событий» .
Костя Митрошенков и Паша Яблонский из The Village назвали альбом «самокопанием автора, но на этот раз, абсолютно серьёзным», похвалив культурные отсылки и тексты с двойным смыслом . «„Красота и уродство“ сделает всех счастливыми — и это парадоксальный итог для такого, казалось бы, нонконформистского релиза» .
Мнение самого Oxxxymiron'а
В ныне удаленном видео , опубликованном на официальном аккаунте исполнителя в TikTok , Мирон поблагодарил своих слушателей за невиданную, по его мнению, поддержку и аномальные прослушивания на столь «не конъюнктурном» релизе «не в духе времени». Рэпер также отметил, что положительная реакция на альбом резонирует и с ним самим: «Я вам очень благодарен, потому что альбом мне очень нравится. Наверное, это, на данный момент, мой любимый альбом из моих трёх и поэтому я рад, что большинству из вас он тоже зашёл, и поэтому для меня важны вот эти цифры».
Примечания
- Микстейпы не являются полноценными альбомами.
- . The Flow (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021. 1 декабря 2021 года.
- .
- ↑ . Афиша . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . The-Flow.ru . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . The-Flow.ru . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Газета.Ru (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021. 30 ноября 2021 года.
- . ura.news . Дата обращения: 2 декабря 2021. 1 декабря 2021 года.
- .
- .
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- .
- .
- .
- .
- .
- // Википедия. — 2023-07-20.
- .
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- .
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . X (formerly Twitter) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . www.instagram.com . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- .
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- Oxxxymiron. (англ.) . Spotify . Oxxxymiron (1 декабря 2021). Дата обращения: 22 мая 2022. 22 мая 2022 года.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- (рус.) . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- Ken Partridge. (англ.) . Genius (20 декабря 2022). Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- Мартин Кучерас. . Газета.ru (2 декабря 2021). Дата обращения: 3 декабря 2021. 2 декабря 2021 года.
- . ВКонтакте . Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
- . The Flow (2 декабря 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. 2 декабря 2021 года.
- . Lenta.ru (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021. 1 декабря 2021 года.
- . Lenta.RU . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
- . Навальный LIVE (14 декабря 2021)
- . www.znak.com . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
- Мажаев А. И . .
- . Афиша Daily (2 декабря 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. 2 декабря 2021 года.
- . Афиша . Дата обращения: 14 сентября 2023.
- . Lenta.ru (2 декабря 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. 2 декабря 2021 года.
- Александр Горбачёв. Meduza (3 декабря 2021). Дата обращения: 3 декабря 2021. 3 декабря 2021 года.
- . The-Flow.ru . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
- . The Flow . Дата обращения: 17 февраля 2022. 17 февраля 2022 года.
- . forbes.ru . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
- The Village . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
- .
- (рус.) . TikTok . Дата обращения: 14 сентября 2023.
Ссылки
- — официальный сайт альбома
- 2020-03-13
- 1