Interested Article - Тиляпии
- 2020-10-30
- 2
Тиля́пии , или тила́пии ( лат. Tilapia ) — обобщённое устаревшее название для нескольких сотен видов рыб , относящихся к разным родам семейства цихлид .
В 1970-х годах в большой род тиляпии включали более ста видов , распространённых, в основном, в тропических областях. Впоследствии из старого рода Tilapia были выделены несколько самостоятельных родов: и , а также в качестве напоминания о тиляпии остались несколько небольших родов семейства цихловых, таких как геротиляпия ( лат. Gerotilapia ), хилотиляпия ( лат. Chilotilapia ), хоплотиляпия ( лат. Choplotilapia ), астатотиляпия ( лат. Astatotilapia ), хромидотиляпия ( лат. Chromidotilapia ), петротиляпия ( лат. Petrotilapia ), офтальмотиляпия ( лат. Ophtalmotilapia ), паратиляпия ( лат. Paratilapia ), оксиляпия ( лат. Oxilapia ) и ксенотиляпия ( лат. Xenotilapia ), виды которых до сих пор именуются «тиляпиями» для простоты и привычности произношения. Один из примеров: Oreochromis niloticus ( Нильская тиляпия ), старейший вид, известный в литературе со времён Древнего Египта .
Название
Название «тиляпии» в целом происходит от местного имени одной из крупнейших рыб этого семейства (на языке африканского племени, живущего в районе озера Малави ).
Впрочем, по одному из исторических анекдотов , современное имя этой рыбе дал сам Аристотель , который, приехав в гости к своему ученику Александру Македонскому из Греции в Египет, отведав там эту рыбу на вкус и хлопнув от досады в ладоши, сокрушался по-древнегречески: «Тилапия! Тилапия!» ( , , ) — что означает: «Такая далёкая (рыба)!» (В том смысле, что « была бы ближе, каждый день бы так закусывал! »). В настоящее время в культуре известно множество наименований рыбы, например, как и обыкновенный солнечник , она известна под названием «рыба Святого Петра », подробности см. ниже в данной статьи. В просторечии также: «морской цыплёнок», «морская» или «речная курица» (не путать с морским петухом или сиамским петушком ), «мусорная рыба», «африканский карась».
Биологическое описание
Считается что род тиляпия в целом происходит из Малой Азии , отдельные виды имеют тропическое африканское происхождение однако постепенно (со временем и при помощи людей) представители рода широко распространились по всей Африке и большей части Азии и органично вошли там в местную пресноводную фауну . Включает в себя множество видов, подвидов , местных вариаций и натургибридов , часто очень близких, похожих друг на друга и с трудом различающихся. Тиляпии практически всеядны, отличаются неприхотливостью и высокой выносливостью к резким колебаниям условий существования. Внешний вид и поведение этих рыб является типичным для цихлид. Большинство видов образуют устойчивые «семейные пары», инкубируют икру и мальков во рту, обладают высокоразвитой сигнальной системой общения и ярко выраженным территориальным инстинктом .
Несмотря на то, что тиляпия может быть названа в полном смысле слова всеядной , разные виды несколько отличаются по способу и характеру питания. Например, тиляпия мозамбикская , , и нильская абсолютно всеядны. У таких видов, как тиляпия галилейская , и наблюдается акцент в сторону питания растительным планктоном . А в рационе и цилли — и вовсе преобладает крупная водная растительность, они более других видов являются вегетарианцами . В научных исследованиях отмечается также особая роль полуразложившихся органических донных отложений в питании практически всех видов тиляпий, образ жизни которых вообще связан с непрерывным рытьём и «пережёвыванием» грунта . Можно предположить, что именно детритные аминокислоты являются своеобразным ускорителем роста тиляпий, которые развиваются очень быстро и в среднем достигают половой зрелости уже до года (самцы несколько опережают самок). При благоприятных условиях и при температуре воды 25 — 30° дальнейший нерест может происходить регулярно, примерно раз в месяц.
Большинство видов тиляпий (в основном из рода ) после икрометания сразу забирают икру в рот и долгое время (до месяца) «высиживают» икру и мальков во рту, с каждым днём всё дольше и дальше выпуская их на кормление и, таким образом, постепенно приучая с самостоятельному образу жизни. Пожалуй, этот способ защиты икры и мальков от хищников можно назвать идеальным. Кроме того, естественный инкубатор во рту у родителей защищает потомство от грибковой и прочей болезнетворной флоры. Слизистая оболочка ротовой полости взрослой рыбы вырабатывает секрет, угнетающе действующий на нежелательные микроорганизмы. Постоянно вентилируя и перебирая икру во рту, тиляпия ещё и отбраковывает «на ощупь» не оплодотворённые, ослабленные и заболевшие икринки, чем обеспечивает (методом своеобразного искусственного отбора ) ровное и сильное потомство. Однако не все тиляпии инкубируют икру во рту. Некоторые виды (например, тиляпия цилли и ) мечут икру традиционным для рыб образом, в грунт или на камни, впоследствии бдительно и агрессивно охраняя территорию .
Такой образ жизни и индивидуалистические наклонности приводят к тому, что при содержании в аквариуме тиляпии драчливы и сильно роются в грунте, не допуская на «свой участок» ни одной чужой рыбы, а зачастую и не оставляя в окрестностях ни одного растения. Для содержания тиляпий требуется весьма просторный аквариум с небольшим количеством сильных растений и многочисленными укрытиями и лабиринтами из камней. Рыбы общительны, отличаются жизнерадостным характером и очень богатым поведением. Они с готовностью реагируют на своего хозяина, привязываются к нему, отличают от прочих людей и с лёгкостью вырабатывают многочисленные и сложные условные рефлексы , не уступая в этом отношении большинству привычных домашних животных. Кроме того, почти все виды тиляпий обладают ещё и скрытым гермафродитизмом и при необходимости имеют способность к постепенной перемене пола (чаще от самки к самцу ) в результате сложного сочетания внешних и внутренних факторов. По всем перечисленным причинам тиляпии являются излюбленным материалом для биологических исследований в области зоопсихологии и подводной акустики .
В качестве неприхотливой и интересной аквариумной рыбы разные виды тиляпии известны ещё с XIX века (и даже в России). Вот что, к примеру, в 1885 году писал о разведении в домашних условиях тиляпии цилли известный любитель и, одновременно, натурфилософ , Николай Золотницкий :
Рыба эта гораздо более спокойная и далеко не такая злая, как остальные цихлиды. Не мечется при приближении человека к аквариуму, подплывает к тому, кто её кормит, и во время нереста никогда не бросается, чтобы укусить.
Аквариум требует средней величины и без растительности. Но питается главным образом только растениями, особенно мягкими, вроде Elodea densa , которую поэтому следует класть в аквариум ветками и пучками. Ест, впрочем, дафнию и мотылей .
Мечет икру на очищенное от сора песчаное дно, а если поставить на него перевёрнутую вверх дном плоскую миску или даже поддонник, то и на них. Икра клейкая.
— Николай Золотницкий , « »
Промышленное выращивание
В гастрономическом отношении тиляпия стала очень популярной благодаря нежному вкусу белого мяса с высоким содержанием белка и низким содержанием жиров .
Тиляпия очень неприхотлива к условиям содержания, температуре и качеству воды. Практически все виды тиляпии могут жить, нормально развиваться и размножаться в пресной, солоноватой и даже морской воде, что является весьма редким для рыб свойством. Несмотря на то, что большинство тиляпий — тропические рыбы, некоторые виды могут существовать при весьма широком диапазоне температур (от 10 до 45° максимум). Также выносливы тиляпии и к пониженному содержанию кислорода в воде. Несмотря на то, что они — типичные донные рыбы, при необходимости они могут подниматься в поверхностный слой и дышать, прогоняя через жабры воду из поверхностного слоя воды, более насыщенного кислородом, благодаря соприкосновению с приповерхностным слоем воздуха.
Сегодня тиляпию культивируют очень широко, её можно обнаружить в искусственных водоёмах почти во всех странах Африки , Юго-Восточной и Центральной Азии , а также в большинстве стран Латинской Америки , США и даже в некоторых европейских странах. В больших количествах тиляпия выращивается также и в КНР , откуда экспортируется в промышленных объёмах. Наряду с толстолобиком , тиляпию выращивают в и охладительных бассейнах АЭС . В США специально для промышленного рыбоводства был выведен неприхотливый и быстрорастущий гибрид , так называемая « », представляющая собой помесь альбиносных форм тиляпии мозамбикской и тиляпии нильской . Помимо этого гибрида, в промышленных целях выращиваются также такие природные виды, как тиляпия золотая, галилейская, меланоплеура и макрочире. Сегодня тиляпия выходит на второе место в мире после карпа по значению — как объект пресноводного рыборазведения.
Культурный обзор
Тиляпия из-за своей выносливости и всеядности в исторические времена была чрезвычайно распространена и встречалась практически по всему бассейну Нила . Благодаря своему яркому, запоминающемуся образу жизни и поведению она, (наряду с подвидом тетраодона - фахаком ) была самой распространённой разновидностью рыб в египетской письменности и искусстве. Несмотря на довольно невзрачный внешний вид, отсутствие ярких плавников или контрастной окраски, для тиляпии нильской ещё со времён Древнего Царства около домов и в парках строили специальные бассейны, в которых их разводили и содержали, как священное ( тотемное ) животное. Первые известные фрески с изображениями этих рыб, находящихся в искусственных водоёмах, относятся к XV веку до нашей эры (времена царицы Хатшепсут и Аменхотепа II ) , но они, несомненно, могли существовать и ранее.
Более того, тиляпию нильскую не только содержали в богатых домовладениях и изображали на стенах гробниц, её формализованный образ прочно вошёл в древнеегипетскую письменность в качестве одного из составных иероглифов. Сам по себе иероглиф , соединявший в себе два значка, расположенных друг над другом: вода и рыба с высоким плавником (тиляпия нильская) расшифровывался как слог « инт ». Постепенно упрощаясь и видоизменяясь вместе с развитием письменности, этот иероглиф во времена Среднего и Позднего Царства произносился уже как « ин », а в египетской скорописи имел вид двух кривых полос, расположенных друг над другом (одна из этих полос в форме петли — изображала тиляпию).
Самка этого вида имеет яркую особенность поведения, прекрасно известную зоологам . От всех опасностей и превратностей судьбы она спасает сначала икру, а потом и стайку проклюнувшихся мальков — у себя во рту. При этом она проявляет чудеса самоотверженности и иногда более недели не принимает пищи. Эта поразительная особенность не ускользнула от внимания наблюдательных египтян и многократно была воспроизведена в качестве одного из излюбленных сюжетов настенных росписей, орнаментов и мелких декоративных изделий. Нередко самые разные предметы представляют собой натурально воспроизведённый или стилизованный мотив, где хорошо узнаваемые образы тиляпии, расположенные в круге или друг напротив друга, касаются ртом небольшого шарового скопления, в котором легко можно опознать в той или иной степени формализованный образ слипшейся икры.
Как это довольно часто случалось, весьма далёкий от оригинала (и искажённый) отклик на наблюдения египтян о необычном поведении нильской тиляпии можно найти у Геродота . В его полуфантастическом изложении этот сюжет выглядел примерно так: когда самки некоторых крупных рыб спускались по Нилу к морю , в момент оплодотворения они глотали семя , извергаемое самцами, а те, в свою очередь, наоборот, забирали в рот икру , оставленную самками в реке на обратном пути.
Можно сделать вывод, что знание именно этой интереснейшей особенности размножения и защиты потомства, а также развитая символика изображений нильской тиляпии сказалась в том числе и на образах религии египтян. Зарождение новой жизни, следующее за ним поглощение (тьма) и новое возрождение на свет, которое происходит немного позднее, на самом деле является аллегорией основных элементов суточного солнечного цикла , в котором небесная мать поглощает светило (шар жизни) на закате и даёт ему рождение на рассвете . Кроме того, эта тема объясняет другой весьма распространённый декоративный мотив, в котором тиляпия, представленная с цветком лотоса во рту, является общеизвестным символом возрождения, новой жизни после смерти.
Ещё один замечательный сюжет, связанный с тиляпией, правда, в сочетании с другой небольшой нильской рыбой — латесом , довольно часто можно встретить в гробницах или настенных росписях, так или иначе посвящённых погребальным обрядам . Главный герой этой сцены, умерший человек, изображается один или (чаще) в виде двух одинаковых фигур, вторая из которых его двойник (или « ка »). Стоя на берегах Нила друг напротив друга, эти двое, по всей видимости, занимаются рыбной ловлей , причём один из них всегда ловит тиляпию, а второй — латеса. В аллегорической форме эта картина означает неизбывный выбор человека между своей душой вчерашней и завтрашней, между путём земной жизни и дорогой мира иного.
Довольно часто символика египетских фресок переходила в образы раннего и средневекового христианства. Самым известным примером в этом смысле являются дошедшие до наших времён фрески базилики Марии Магдалины в Везле 1120 года постройки. Те же самые две рыбы — тиляпия и латес — нарисованы во втором знаке большого Зодиака , обрамляющего образ «Христа в силах» как символ власти над миром здешним и загробным.
Несколько более скромные легенды связаны с « библейским » и « евангельским » прошлым рыбы-тиляпии. В частности, одно из самых распространённых сегодня ресторанных названий тиляпии выглядит так: Рыба Святого Петра . В Израиле ее называют амнун ( ивр. אמנון , «рыба-мать») или мушт ( ивр. מושט , от араб. سمك المشط , «гребенчатая рыба»). По евангельскому преданию, тиляпию много раз ловил Святой Пётр, который по первой своей профессии был рыбаком . У нескольких видов тиляпии, живущих в водоёмах Израиля, за жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра (в частности, такие пятна, возникающие и пропадающие в зависимости от состояния рыбы и освещения, имеет Sarotherodon galilaeus , или тиляпия галилейская ). По всей вероятности, именно этот вид тиляпии дважды упомянут в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет (где в изобилии водится тиляпия галилейская) Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами ( ) . Другая легенда гласит о том, как Петр нашел во рту рыбы монету ( ). Очевидно, что вероятность найти инородный предмет во рту у тиляпии выше, чем у других рыб — самка или оба родителя, защищая потомство от хищников и других опасностей, «высиживают» икру и мальков во рту около месяца, когда мальки достаточно подрастут, чтобы вести самостоятельный образ жизни, рыба, чтобы освободится и протолкнуть мальков, способных жить самостоятельно, берет в рот какой-либо предмет — обычно гладкий камень, и этот предмет некоторое время остается на месте, которое раньше занимали рыбки, и бывает даже, что и застревает во рту. Современные рыбаки, занимающиеся ловлей на Галилейском озере, иногда во рту «Петровской рыбы» находят различные предметы, в том числе и монеты. Исключением являются только тиляпии, которые не вынашивают икру и мальков во рту, а роют для этого ямы в иле.
Позднее, с перемещением центра цивилизации на север, тиляпия постепенно утрачивает своё значения символа и знака для культуры: как повседневной, так и высокой. Ортодоксальная идеология христианства не приветствовала излишнего « анимализма », а здоровая практичность европейских бюргеров привела скорее к тому, что можно прочитать во второй главе данной статьи о промышленном выращивании и возрастающем экономическом значении деликатесного мяса этой рыбы. Потому культурные артефакты Нового и Новейшего времени, когда тиляпия каким-то образом всплывала бы в произведениях искусства и литературы , довольно бедны. Из таковых, пожалуй, можно было бы назвать картину известнейшего художника- сюрреалиста Рене Магритта «Соучастие» с изображением окаменевшей исполинской тиляпии ( 1965 год ) и фильм режиссёра « Шагреневая кость » ( 1993 год ), в котором тиляпия мозамбикская снялась в одной из ролей второго плана.
Виды
-
Род
Coptodon
, часто с красной окраской груди и брюха, исключительно либо преимущественно растительноядны.
- Thys van den Audenaerde, 1972 — современное название Coptodon bemini
- Holly, 1927
- Lönnberg , 1903
- Thys van den Audenaerde, 1970
- Poll & Thys van den Audenaerde, 1960
- Thys van den Audenaerde, 1971
- Thys van den Audenaerde, 1967
- ( Günther , 1903)
- (Günther, 1862)
- Lönnberg, 1904
- Thys van den Audenaerde, 1969
- Boulenger , 1916
- Thys van den Audenaerde, 1971
- (Boulenger, 1897)
- ( , 1884)
- Thys van den Audenaerde, 1968
- Tilapia zillii ( Gervais , 1848)
-
Подрод
Dagetia
- Daget, 1962.
-
Подрод
Heterotilapia
; характерны 7—8 тёмных полос на теле.
- ( Hubrecht , 1881).
- Thys van den Audenaerde, 1968.
-
Подрод
Neotrewavasiai
- Trewavas, 1936.
-
Подрод
Pelmatolapia
; молодые особи с вертикально-полосатой раскраской
- Pellegrin, 1900.
- Boulenger, 1911.
- (Günther, 1903).
- Boulenger, 1899.
- Boulenger, 1899.
-
Подрод
Tilapia
- Smith, 1840.
-
incertae sedis
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Trewavas & Stewart, 1975.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Mekkawy, 1995.
- (Boulenger, 1896).
- Thys van den Audenaerde, 1969.
- (Poll & Thys van den Audenaerde, 1965). .
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
- Stiassny, Schliewen & Dominey, 1992.
Примечания
- тиляпия с ударением на второй слог: Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. — Около 50 000 слов. — М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2001.
- Решетников Ю. С. , Котляр А. Н., Расс Т. С. , Шатуновский М. И. Пятиязычный словарь названий животных. Рыбы. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. / под общ. ред. акад. В. Е. Соколова . — М. : Рус. яз. , 1989. — С. 305. — 12 500 экз. — ISBN 5-200-00237-0 .
- Бурунди — статья из Большой советской энциклопедии . , Замбия — статья из Большой советской энциклопедии .
- Кочетов А. М. Экзотические рыбы. — М. : Лесная промышленность, 1988. — 240 с. — 171 500 экз. — С. 190.
- William W. Taylor, Michael G. Schechter, Lois G. Wolfson. . — Cambridge University Press, 2007. — С. . — ISBN 978-0-521-87593-6 .
- . Дата обращения: 17 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
- Hans Frey, «Das große Lexikon der Aquaristik» (Süßwasser und Meerwasser), Neumann Verlag, Leipzig, Radebeul, 1.Auflage 1976, bis 25 tausend, 860 pp., p.790
- . Дата обращения: 19 февраля 2009. 25 декабря 2015 года.
- (рус.) (8 августа 2021). Дата обращения: 13 марта 2023. 13 марта 2023 года.
- Magritte. Catalogue de Centenaire. — Paris: Ludion/Flammarion, 1997. — С. 221.
Литература
- Hans Frey. Das große Lexikon der Aquaristik. Neumann Verlag, Leipzig, 1976.
- . — М. : Просвещение, 1991. — 384 с. — 300 000 экз. — ISBN 5-09-001433-7 .
- Maris Carmel Betro. " Hiéroglyphes : les mystères de l’écriture ", Éditions Flammarion , Paris, 1995.
- Kees H., et al. «Ägyptische Schrift und Sprache», Leiden, 1973.
Ссылки
- 2020-10-30
- 2