Киберспорт/Оформление статей
- 1 year ago
- 0
- 0
Ки́берспо́рт (также известен как «компью́терный спорт» или «электро́нный спорт» , англ. esports ) — командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных игр .
Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов : шутеры от первого лица , стратегии в реальном времени , спортивные симуляторы , автосимуляторы , авиасимуляторы , файтинги , командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и т. д.
Разыгрываемые призовые фонды могут достигать нескольких миллионов долларов США . Турнир по Dota 2 The International несколько раз бил рекорды по выплатам: так, в 2017 было разыграно $25 млн , в 2018 — $26 млн, в 2019 — $34 млн . В 2020 чемпионат был перенесён из-за пандемии коронавируса .
Игры турниров транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию . Например, за финалом The International 2015 , согласно данным с TrackDota.com, наблюдало более 4,6 млн зрителей , а в 2020 году зрители провели на трансляциях матчей первого дивизиона российского турнира EPIC League более 21 млн часов .
Первый известный турнир по компьютерным играм прошёл 19 октября 1972 года, в рамках которого три десятка студентов Стэнфордского университета сразились в Spacewar! за годовую подписку на журнал Rolling Stone . С развитием аркадных игр начали появляться соревнования по набору очков: так, с 1980 года начали проводиться чемпионаты Atari’s Space Invaders Championship с тысячами участников, а в 1982—1984 годах поединки на игровых автоматах транслировались в прямом эфире в рамках шоу . В 90-е был проведён первый турнир , в рамках которого участники соревновались в получении очков в таких играх, как Super Mario Bros.
В 1996 году появляется EVO (изначально имел название ), проводящий турнир по игре Street Fighter II ).
Позже, в 1997 году была основана CPL , которая сделала первый турнир в дисциплине Quake . Но первой игрой с возможностью кооперативной схватки была Doom 2 .
27 января на специальной конференции в Сеуле Корейская ассоциация электронных видов спорта (KeSPA) успешно продвинула киберспорт в ряды спортивных дисциплин второго уровня. Пока что речь идёт о признании киберспорта только корейским комитетом, чтобы претендовать на что-то серьёзное, нужно признание самого МОК
Соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные. Одним из крупнейших являлся международный турнир World Cyber Games (WCG), который проводился в различных странах с 2000 по 2013 год. Кроме WCG регулярно проводились турниры киберспортивного оператора Cyberathlete Professional League и Electronic Sports League .
На сегодняшний день самыми крупными и престижными соревнования являются те, которые проводят сами производители игр: например турнир The International по Dota 2 или Чемпионат мира по League of Legends .
Помимо соревнований с призовым фондом существует ряд полупрофессиональных лиг, организующих соревнования в форме онлайн-кубков и ладдеров. К наиболее известным и массовым относятся ClanBase , ESL и другие.
В киберспорте в различных дисциплинах разное количество игроков в команде: их количество варьируется от 1 до 15.
Идеальный состав команд
Про-игрок киберспортивной команды
Прогеймеры ( англ. Pro-gamers ) — профессиональные игроки, играющие за деньги. Основным заработком прогеймера являются призовые и зарплаты за игру на соревнованиях по киберспорту. В то время как прогеймер финансово зависим от игр, проведение времени за ними не считается «свободным» и может приносить меньше удовольствия игроку, так как игры для него становятся работой. В странах Азии , в частности в Южной Корее и Японии , прогеймеры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более $100 000 в год . В США Major League Gaming заключила контракт с Electronic Sports Gamers на $250 000 ежегодно.
Капитан киберспортивной команды
Капитан ( англ. Captain ) — в киберспорте капитан команды является официальным лидером среди её игроков. Обычно это старший или наиболее опытный член команды или игрок, который может сильно повлиять на исход матча.
Тренер киберспортивной команды
Тренер ( англ. Coach ) — специалист в определённом виде киберспортивной дисциплины, руководящий тренировкой команды киберспортсменов. Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных. Также часто производит аналитику и анализ патча и пытается понять мету в новом обновлении, в некоторых случаях тренер является экс-проигроком .
В 2013 году киберспортивную дисциплину League of Legends признали настоящим видом спорта, а её участников — настоящими спортсменами. Это упрощает въезд на территорию США игрокам из других стран посредством упрощённой системы получения визы .В этом же году американская компания Valve выпустила игру в жанре MOBA: DOTA 2.
Одним из главных игроков на киберспортивном рынке Европы является киберспортивная организация ESL , в соревнованиях которой ежегодно разыгрываются несколько миллионов долларов .
Италия
Командные дисциплины в Италии слабы, например, на WCG в Counter-Strike и Dota 2 дисциплинах итальянские команды не выходят из группы. Зато в индивидуальных дисциплинах они заработали одну медаль на ESWC и десяток на WCG .
В Италии популярна дисциплина StarCraft II , где доминируют три организации: Old School Clan, InFerno eSports и Team Redbyte Italia .
Испания
Первым в Испании футбольным клубом, создавшим собственную киберспортивную команду, стала Валенсия. Об этом руководство испанского клуба рассказало на пресс-конференции, которая состоялась 7-го июня. Клуб собирается открыть киберспортивные подразделения по следующим дисциплинам: Hearthstone, FIFA и Rocket League. В скором времени к ним присоединится состав по League of Legends .
Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта . Впервые «компьютерный спорт» вошёл в перечень признанных в России видов спорта в 2001 году , однако в 2006 году был исключён . Повторное включение «компьютерного спорта» в реестр произошло в 2016 году . В 2017 году дисциплины «боевая арена», «соревновательные головоломки», «стратегия в реальном времени» и «технический симулятор» вошли в перечень спортивных дисциплин, развиваемых на общероссийском уровне, а Федерация компьютерного спорта России стала аккредитованной спортивной федерацией .
В России организовывается ряд киберспортивных соревнований, включая Кубок России по киберспорту , Чемпионат России по компьютерному спорту , Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу , Чемпионат России по интерактивному футболу и Кубок России по интерактивному футболу , а некоторые чемпионаты транслировались по кабельному телевидению.
Компьютерный спорт в Узбекистане официально признан видом спорта. В рамках недавно завершившихся Азиатских игр 2018 в Индонезии прошёл турнир по дисциплине eSports в качестве демонстрационного вида спорта. Организатором турнира выступила Азиатская федерация электронного спорта Asian Electronic Sports Federation (AESF), в состав которой входят федерации 45 азиатских стран, в том числе Федерация компьютерного спорта Узбекистана.
В Республике Беларусь среди организаций наиболее активные — это Nemiga Gaming (мультигейминговая организация, основанная в июне 2017 года) и Pavaga Gaming (киберспортивная организация, основанная в октябре 2018 года) .
В 2019 году видеосервис VOKA приступил к развитию киберспортивного сообщества VOKA Gaming, чтобы помочь белорусским геймерам сделать первые шаги в киберспорте. VOKA Gaming организует регулярные соревнования по различным дисциплинам (например, по CS: GO и Dota 2) в рамках киберспортивной лиги VOKA League, а также отдельные турниры (например, по игре Valorant и VOKA Mobile Gaming по мобильному киберспорту) . Кроме проведения турниров VOKA Gaming совместно с Белорусской ассоциацией компьютерного спорта в декабре 2020 года организовали и провели онлайн-интенсив по подготовке кибеспортивных комментаторов .
Также существуют различные некоммерческие турниры, например (Русская дуэльная лига по Quake II ). Самой крупной в Европе индивидуальной лигой по StarCraft II является российский проект RSL — Russian Starcraft 2 League, организованный силами sc2tv.ru. Крупнейшей лигой по Counter-Strike: Source и Counter-Strike: Global Offensive , а также Dota 2 на 2014 год является лига CSPL. Главным соревнованием по League of Legends в СНГ является LCL .
В отдалённых городах Индии отсутствуют интернет и компьютеры, но в то же время в крупных городах проблемы с этим нет . Более десяти лет доминирующей дисциплиной был Counter-Strike 1.6 и индийские команды регулярно участвовали в и Electronic Sports World Cup . Дебютным выступлением на мировой арене был WCG 2002 , где команда TUI проиграла все матчи . Двумя известнейшими командами являются ACID (участники WCG 2003 , WCG 2004 , WCG 2005 ) и . Самые известные игроки: «r4iD» и «RiTz» .
С появлением free-to-play MOBA-игр League of Legends и Dota 2 устаревшая CS 1.6 теряет свои позиции, надо заметить, что LoL является несколько более популярной игрой в этой стране и турниров по ней проводится больше . Продвижением и популяризацией этих игр являются порталы frag-nation.in и afkgaming.com .
Благодаря близости Мексики к США большинство геймеров используют консоли, а не компьютеры . Но среди геймеров, использующих компьютер, наиболее популярной дисциплиной является StarCraft II, которую поддерживают три организации: Team Quetzal, Team Neo Forze и xGamers . В дисциплине League of Legends их успехи; 4 место на WCG 2013 .
У электронных чемпионатов нет чёткой организации: ежемесячно может проводиться по одному мировому турниру, следовательно, в каждой дисциплине за год может появиться более одного чемпиона мира .
Даже крупные чемпионаты могут задерживать выплаты призовых победителям. Например, ACON5 2005 не выплатил 5000 долларов немецкой команде defusekids по Counter-Strike, занявшей третье место. В ответ один из участников команды — Yannik Bindo — написала открытое письмо с описанием ситуации .
Можно выделить следующие форматы проведения соревнований:
Онлайн (ONLINE) — формат проведения спортивных и физкультурных соревнований, других мероприятий, при котором взаимодействие участников соревновательного процесса осуществляется дистанционно с использованием информационной телекоммуникационной сети « Интернет ».
ЕСнУП - единые соревнования на удаленных площадках — формат проведения соревнования, при котором игроки находятся на разных специализированных площадках под непосредственным контролем судей, объединённые одной сеткой соревнований.
ЛАН (LAN, Local Area Network) — формат проведения спортивных и физкультурных соревнований и других мероприятий, где участники соревнований находятся на специально оборудованных площадках в одном или смежных помещениях .
Большие соревнования либо финалы соревнований проводятся в формате ЛАН в специальных местах — Кибер-аренах, где зрители могут наблюдать за игроками, сидящими за компьютерами, а ход поединка отслеживается на большом экране, куда транслируется изображения с экранов игроков. В Южной Корее из-за большого числа зрителей подобные соревнования проводят на стадионах.
Менее масштабные соревнования проводятся в компьютерных клубах и интернет-кафе либо в формате онлайн-соревнований, которые проводятся через сеть Интернет .
На крупных соревнованиях призовой фонд достигает 1 000 000 долларов и более. Самый крупный выигрыш к 2005 году составил 150 000 долларов США — их получил Джонатан Венделл , выступающий под никнеймом «Fatal1ty» в соревнованиях по игре Painkiller . Зарплаты корейских StarCraft -игроков составляют от 20 000 до 600 000 долларов в год [ источник не указан 862 дня ] .
В 2002 российский игрок «uNkind» занял первое место на World Cyber Games по игре Quake III и уехал домой с суммой 20 000 долларов . Также в 2002 году на World Cyber Games российская команда по Counter-strike M19 заняла первое место и увезла с собой 40 000 долларов; всё в той же Quake III игрок « Cooller » занял первое место на Cyber[X]Gaming, проходившем в США Лас-Вегасе , и выиграл 20 000 долларов .
В 2011 году стартовал международный чемпионат The International по Dota 2 , организатор которого, компания Valve , выставил беспрецедентный на тот момент призовой фонд — 1,6 млн долларов, из который 1 млн получала команда, занявшая первое место . Ею стала украинская команда Na`Vi . Из года в год призовой фонд TI только рос, во много благодаря отчислениям от оплаты боевых пропусков рядовыми игроками Dota 2 . В 2021 году на The International 10 призовой фонд составил уже 40 млн долларов, из которых 18,2 млн получил чемпион — команда Team Spirit .
В 2012 году выиграли 1 млн долларов США на 2 сезоне чемпионата мира по League of Legends . Призовой фонд сезона составлял 1 970 000 долларов США .
В 2013 году SK Telecom1 выиграла около 1 млн долларов США на 3 сезоне чемпионата мира на турнире RiotGames по игре League of Legends. Призовой фонд сезона составлял 2 050 000 долларов за сезон, поделённый на 14 команд .
Некоторые виды компьютерных игр, например Counter-Strike , созданы как для режима «1x1», так и команда на команду, но есть и те игровые дисциплины, которые предназначены только для командного соревнования.
В мире существует несколько крупных ассоциаций и федераций киберспорта. Если ассоциации призваны улучшать и защищать киберспорт с позиции игроков, стараясь повысить зарплаты, установить какие-то гарантии, то федерации, напротив, заинтересованы в интересах зрителей и соревновательной части. Именно последние устанавливают правила и зрелищность матча.
В соответствии с приказом Минспорта России № 618 от 05 июля 2017 года, Федерация компьютерного спорта России обладает следующими правами и обязанностями:
Кроме прочих регламентов и положений Федерация компьютерного спорта России выпустила методологические рекомендации по обучению компьютерному спорту .
2 января 2017 года Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано республиканское общественное объединение «Белорусская федерация киберспорта». БФК организовывает и проводит спортивно-массовых мероприятий по киберспорту, а также содействует его развитию . За время существования федерация провела более 30 киберспортивных турниров по DOTA 2, CS:GO, WoT, FIFA 17 и др. республиканского и регионального масштабов (МЭТА, МЭТА Mobile, Битва городов, Belarusian Esports League для начинающих игроков) . В 2017 году БФК вошла в состав Международной Федерации Киберспорта , в 2020 году — в состав Всемирной Федерации Киберспорта (Global Esports Federation) и Европейской Киберспортивной Федерации .
7 февраля 2020 года Министерство юстиции Республики Беларусь зарегистрировало вторую киберспортивную федерацию — «Белорусская федерация компьютерного спорта». БФКС создана по инициативе компании А1 с целью развития и популяризации компьютерного спорта в стране. Эта некоммерческая организация объединяет белорусских энтузиастов компьютерного спорта, профессиональных игроков и другие стороны, заинтересованные в продвижении киберспорта и киберспортивных дисциплин .
17 апреля 2020 года зарегистрирована Белорусская ассоциация компьютерного спорта (БАКС). Членами БАКС являются А1 , видеосервис VOKA и Белорусская федерация компьютерного спорта. В списке кандидатов на вступление — региональные киберспортивные организации, компьютерные клубы и организации, а также ряд белорусских киберспортивных команд. Одна из главных целей ассоциации — работа над тем, чтобы компьютерный спорт признали на государственном уровне .
Международная федерация киберспорта , которая проводит международный Чемпионат мира по киберспорту (Esports World Championship).
Объединяет 128 национальных киберспортивных федераций разных стран . Создана в 2008 году. Штаб-квартира находится в Республике Корея .
В 2006 году Mousesports , Fnatic и SK Gaming образовали лигу G7 — ассоциацию крупнейших киберспортивных организаций. Мотивацией к этому послужила организация трансферов, сотрудничество с лигами и турнирами и ведение рейтинга команд в разных дисциплинах . За время существование ассоциация бойкотировала (члены G7 не выступали на соревнованиях) CPL Winter 2007 и ESWC 2010 за невыплату за предыдущие турнирные сезоны . В 2010 году из-за контрактных разногласий между Fnatic и SK Gaming ассоциация была распущена.
13 мая 2016 года создана Всемирная ассоциация киберспорта (World Esports Association — WESA).
В ассоциацию входят киберспортивные организации Fnatic , Natus Vincere , , Virtus.Pro , G2 Esports , FaZe Clan , mousesports , Ninjas in Pyjamas , Renegades, SK Gaming , , , и North , а также организатор киберспортивных турниров ESL .
23 марта 2013 года состоялось первое заседание National Electronic Sports Commission, целью которой стало создание профессиональной игровой среды с соответствующими правилами и обязанностями, справедливые как для крупных организаций, так и для более новых и молодых .