Interested Article - Фантастическая симфония

Первая страница авторской рукописи

Фантастическая симфония , ор. 14 (полное название « Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях » ― фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties ) ― симфония Гектора Берлиоза . Написанная в 1830 году , она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки и одним из самых известных произведений композитора.

Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза — английской актрисой . В 1847 году во время гастролей в России автор посвятил «Фантастическую симфонию» императору Николаю I .

История создания

Берлиоз создавал Фантастическую симфонию в феврале―марте 1830 года, премьера состоялась 5 декабря 1830 года в зале Парижской консерватории под управлением Франсуа-Антуана Габенека . Исполнение прошло с большим успехом, но несмотря на это, композитор в дальнейшем подверг симфонию кардинальной переработке. В наше время она исполняется в редакции 1845 года.

Вскоре после завершения Фантастической симфонии Берлиоз написал монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» для чтеца, хора и оркестра. Построенная на тематическом материале Фантастической симфонии, она является своеобразным её продолжением, хотя далеко не всегда эти два произведения исполняются в одном концерте.

Состав оркестра

Строение

Лейтмотив симфонии — «тема возлюбленной»

В симфонии пять частей, каждой из которых Берлиоз предпослал название и краткое литературное вступление. Согласно предписанию композитора, текст должен быть прочитан только в том случае, если после Фантастической симфонии исполняется монодрама «Лелио, или Возвращение к жизни».

  1. Мечтания ― Страсти (Rêveries ― Passions)
  2. Бал (Un bal)
  3. Сцена в полях (Scène aux champs)
  4. Шествие на казнь (Marche au supplice)
  5. Сон в ночь шабаша (Songe d’une nuit de sabbat)

Важное значение имеет idee fixe, лейтмотив возлюбленной, который объединяет все части в качестве основного музыкального образа симфонии. Лейтмотив возлюбленной, его элементы и модификации лежат в основе всего Allegro первой части, составляют «ядро» трехчастной сцены бала. В финале Фантастической симфонии Берлиоз использует во вступлении тему « Dies irae » (День гнева) .

Использование музыки

Примечания

  1. Галина Петрова. Посвящение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза Николаю I. Успех или неуспех? Музыка в культурном пространстве Европы – России. События. Личность. История / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. — СПб. : Российский институт истории искусств , 2014. — С. 104–118. — 320 с. — ISBN 978-5-86845-184-3 .
  2. Владимир Зисман. . — Litres, 2018-03-30. — 465 с. — ISBN 9785040971343 . 16 апреля 2018 года.
  3. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 540. — 623 с.

Литература

  • Берлиоз Г. Фантастическая симфония (Эпизод из жизни артиста). Партитура / Предисловие К. Саквы.. — М. , 1959.
  • Шуман Р. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония // Роберт Шуман. Избранные статьи о музыке / Пер. с немецкого, ред., вступ. cт. и прим. Д. В. Житомирского. — М. , 1956. — С. 145–184.

Ссылки

Источник —

Same as Фантастическая симфония