Interested Article - Яблочный Спас
- 2020-12-18
- 2
Я́блочный Спа́с — день в народном календаре славян , приходящийся на 6 (19) августа . Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо .
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы . У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая . В этот день они освящаются в церкви .
Другие названия
рус. Спас, Великий Спас , Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне , Праздник первых плодов , Горохов день , Первые осенины , Осенины ; укр. Спас другий, Великий Спас ; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас , Другі Спас ; серб. Преображење ; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир ; польск. Przemienienie Pańskie .
Славянские традиции
В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева .
У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует [ когда ] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам .
В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!» .
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста .
В этот день провожали закат солнца в поле с песнями . В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали :
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна . В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику ; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда .
В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда» . Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда .
У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» ( сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству ) .
Поговорки и приметы
- Какой второй Спас, такой и январь .
- Каков день на второй Спас, таков и Покров .
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму .
- Первая встреча осени — первые Осенины .
- На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках .
См. также
- Медовый Спас
- Третий Спас
- Успенский пост или Спасовка
Примечания
- ↑ , с. 258.
- ↑ , с. 401.
- , с. 360–362.
- , с. 580.
- , с. 33.
- , с. 198.
- ↑ , с. 234.
- ↑ , с. 294—295.
- , с. 161.
- , с. 583.
- ↑ , с. 229.
- , с. 228—229.
- , с. 361.
- , с. 363.
- ↑ , с. 259.
- , с. 376.
- , с. 19.
- , с. 237.
- , с. 143.
Литература
- Виноград / Агапкина Т. А., Усачева В. В.] // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 374—377. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Преображение Господне / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 258—259. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры: в 2 кн. Кн. 1. — М. : Наука, 2006. — 289 с. — ISBN 5-02-010351-9 .
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4.
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9 .
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 360—364.
- / Лукашевич А. А., Гринберг М. В., Пожидаева А. В. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 430. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4 .
- Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб. : Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1 .
- Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 488—491.
- Надель-Червинская М. / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2 .
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Некрылова А. Ф. Осинский ежегодник Вып. 1. Краеведческое издание / Под ред. В. А Алексеева. — Оса: Росстани, 1993. — 80 с.
- Полищук Н. С. // / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — С. 573–601 . — ISBN 5-02-009558-3 . (недоступная ссылка)
- Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН , 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2 .
- Тарханова А. От морозов до морозов: фенологические наблюдения. — Тюмень: Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 222 с.
- Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
- / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб. : Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1 .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
Ссылки
- // Российский Этнографический Музей
- // Православный календарь (pravoslavie.ru)
- 2020-12-18
- 2