укр.
Третій Спас, Післясвято Успіння
, Xлібний Спас
, Спас на полотні
;
белор.
Трэці Спас, Малы Спас, Хлебны Спас
;
серб.
Св. Роман .
Русские обряды
В этот день почитают врача
мученика Диомида
, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также
Феодоровскую икону Божией матери
, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах
.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»
, поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас»
. В этот день было принято торговать холстами, полотнами
.
Святят новые колодцы
. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас»
. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов
.
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья
.
В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до
Обжинок
и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к
Яблочному Спасу
.
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса
. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на
Покров
будет морозно
. У
В. Даля
в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «
Третий Спас хлеба припас
», «
Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в
гумне
!
»
.
Поговорки и приметы
Третий Спас хлеба припас.
Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на
Покров
будет морозно.
Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.
После
Успения
пришло — солнце на осень пошло (
укр.
Після Успення прийшло — сонце на осінь пішло)
.
Лозко Г. С.
«Українське народознавство». Видання друге доповнене та перероблене. – К., 2004 — С. 448
. — Одеса: Гермес, 1998. — С. 113
, с. 165.
.
, с. 147.
, с. 105.
, с. 111–112.
, с. 111.
, с. 109.
, с. 569.
, с. 99.
, с. 69.
Литература
Атрошенко О. В.
// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др.
Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. —
СПб.
: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). —
ISBN 5-210-01497-5
.
Георгиева Т. С.
Культура повседневности. Русская культура и православие : Учеб. пособие. —
М.
: Аспект Пресс, 2008. — 400 с. —
ISBN 978-5-7567-0476-1
.
Даль В. И.
О повѣрьях суевѣріях и предразсудках русскаго народа. —
СПб.
: Изд. М.О. Вольфа, 1880. — 148 с.
Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. —
Мн.
: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-985-471-335-9
.
Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. —
Мн.
: Беларусь, 2003. — 350 с. —
ISBN 985-01-0477-5
.
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар
(белор.)
. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)
Некрылова А. Ф.
Круглый год. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Некрылова А. Ф.
Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. —
СПб.
: Азбука-классика, 2007. — 765 с. —
ISBN 5352021408
.
Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. —
ISBN 5-7479-0447-7
.
Рожнова П. К.
Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. —
М.
: Дружба народов, 1992. — 174 с. —
ISBN 5-285-00135-8
.
Скуратівський В. Т.
Святвечір : нариси-дослідження : у 2-х кн. —
К.
: Перлин, 1994. — 207 с. — (Українська пізнавальна б-ка «Земляни». Серія «Українці»). —
ISBN 5-7707-3429-9
.
(укр.)