Interested Article - Большой секстет для фортепиано и струнных

« Большой секстет для фортепиано и струнных » — музыкальное произведение М. И. Глинки . Секстет написан в 1832 году; предназначен для фортепиано , двух скрипок , альта , виолончели и контрабаса .

История

В своём раннем творчестве Глинка многократно обращался к камерной инструментальной музыке, создавая квартеты, трио, сонаты, секстеты . «Большой секстет» — наиболее значительное из камерных произведений композитора — написан им в Италии, в загородном доме близ озера Комо , где Глинка гостил у друзей . Сам он вспоминал в своих «Записках»: «Рано поутру всякий делал что хотел; я после краткой прогулки продолжал свой Секстет, которого писал уже Finale» .

Известно, что секстет писался для дочери лечащего врача Глинки, синьоры де Филиппи, которая была прекрасной пианисткой и с которой Глинка совместно музицировал. Однако, поскольку начались сплетни, Глинка был вынужден прекратить посещения и посвятить секстет не ей, а её подруге Софии Медичи .

Публикация произведения состоялась в 1833 году в Милане. Его издал Дж. Рикорди под названием « Gran Sestetto originale per pianoforte, due violini, viola, violoncello e contrabasso composto у dedicato a M-lla Sofia Medici de’Marchesi di Marignano da M. Glinka » («Большой секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса, написанный и посвящённый г-же Софии Медичи из [рода] маркизов ди Мариньяно М. Глинкой») .

Общая характеристика

По характеристике Ю. В. Келдыша , «Большой секстет» представляет собой «крупную и эффектную композицию концертного плана» . В этом раннем произведении уже ощущается оригинальность Глинки как композитора, однако чувствуется в нём и итальянское влияние, в том числе вокального стиля bel canto . Первая часть — яркое, энергичное сонатное аллегро — основана на темах увертюрного и оперно-ариозного типа . В последующем Andante звучат томные баркарольные интонации . И, наконец, финальное рондо , бурное и ликующее, достигает драматической страстности . Во всех трёх частях особой красочностью и разработанностью отличается партия фортепиано, рассчитанная на исполнителя-виртуоза . Этим секстет отчасти напоминает фортепианный концерт : пианисту отводится ведущая роль, струнным — аккомпанирующая .

В целом музыка секстета светлая, жизнерадостная, романтически приподнятая. О. Е. Левашёва видит в этом произведении своего рода «музыкальный пейзаж», в котором отражён образ Италии и южной природы — праздничный и пронизанный ощущением радости жизни . М. А. Балакирев называл это произведение Глинки «лучшим из всех секстетов» .

Примечания

  1. / Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. , с. 108.
  3. , с. 27.
  4. , с. 120.
  5. , с. 27.
  6. , с. 53.
  7. , с. 72.
  8. , с. 38.
  9. , с. 164.
  10. , с. 382.
  11. , с. 196.
  12. , с. 193.
  13. , с. 197.
  14. , с. 278.
  15. , с. 197—198.

Литература

  • Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Загурский Б. И. . — Л. : Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки, 1941. — 142 с.
  • Келдыш Ю. В. История русской музыки. — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1947. — 472 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка // История русской музыки. — М. : Музыка, 1988. — Т. 5. — С. 185—283.
  • Музалевский В. И. Русское фортепьянное искусство: XVIII — первая половина XIX века. — М. : Музгиз, 1961. — 358 с.
  • Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. — 476 с.
  • Розанов А. С. . — М., СПб: ОЛМА-ПРЕСС; Нева, 2002. — 288 с.
  • Стасов В. В. . — М. : Юрайт, 2017. — Т. 2. — 225 с.
  • Успенский В. В. Глинка. — Л. : Молодая гвардия, 1950. — 268 с.

Ссылки

  • . YouTube .
  • . YouTube .
Источник —

Same as Большой секстет для фортепиано и струнных