Interested Article - Ночной смотр (Глинка)

«Ночной смотр» романс М. И. Глинки для голоса и фортепиано на стихотворение Й. К. фон Цедлица в переводе В. А. Жуковского . Написан в 1836 году; близок к жанру баллады .

История

В. Е. Артамонов. Пушкин и Жуковский у Глинки. 1953. Почтовая марка СССР (1954)

В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) Глинка вспоминал: «Я также часто видался с Жуковским и Пушкиным. Жуковский в конце зимы с 1836 на 1837 год дал мне однажды фантазию „Ночной смотр“, только что им написанную. К вечеру она уже была готова, и я пел её у себя в присутствии Жуковского и Пушкина» .

Впоследствии Глинка дважды инструментовал романс: в 1830-х годах для концерта О. А. Петрова и в 1855 году для концерта Д. М. Леоновой . Автограф не сохранился; впервые романс был опубликован фирмой « Одеон » и позднее переиздан Ф. Т. Стелловским .

Общая характеристика

«Романс-фантазия» Глинки написан на стихотворение Й. К. фон Цедлица « Die nächtliche Heerschau » в вольном переводе В. П. Жуковского . Его форма и стилистика во многом близки романтической балладе . Тем не менее Глинка избегает типичной для этого жанра свободной структуры с чередованием контрастных эпизодов и, напротив, стремится к единству и цельности композиции. «Ночной смотр» написан в вариационно-куплетной форме; на всём его протяжении повторяется образ-рефрен «В двенадцать часов по ночам» . Примечательно, что в вокальной партии отсутствует характерная для Глинки распевность: её мелодический материал построен исключительно на речитативе . Выдержанная в маршевом ритме баллада в полной мере соответствует образности положенного в её основу текста . М. А. Овчинников отмечает, что у Жуковского облик Наполеона окутан романтической дымкой — и Глинка в своей музыке «нигде не развенчивает героя, не ставит под сомнение его воинскую доблесть» . Цезарь Кюи в своей работе «Русский романс: Очерк его развития» (1896) писал о «Ночном смотре», что его музыка так усиливает значение текста и так действует на воображение, что «…перед глазами слушателя мелькает загробный образ великого императора, его маршалов, его дружин» .

О. Е. Левашёва , отмечая, что Глинка создал в «Ночном смотре» «единственный в своём роде образец чисто речитативного, декламационного стиля», указывает на роль этого произведения в дальнейшем развитии русской вокальной музыки . В частности, несомненно его влияние на Даргомыжского , также создававшего драматические романсы декламационного склада .

Исполнители

В исполнении Ф. Шаляпина. Запись 1920-х годов

В числе исполнителей романса в разные годы были Ф. И. Шаляпин , Л. М. Сибиряков , Л. М. Харитонов , А. Ф. Ведерников , П. С. Глубокий , Б. Р. Гмыря , В. И. Касторский , Е. Е. Нестеренко , И. С. Паторжинский , А. С. Пирогов , М. О. Рейзен , П. Г. Лисициан , Н. Гяуров , Б. Христов , М. И. Литвиненко-Вольгемут и др.

Комментарии

  1. Впоследствии было установлено, что Глинка несколько ошибся с датой и этот вечер мог состояться лишь во второй половине февраля — начале марта 1836 года. Соответственно, романс был сочинён в начале зимы того же года .

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 75.
  3. , с. 170.
  4. , с. 8.
  5. , с. 98.
  6. , с. 19.
  7. , с. 43.
  8. , с. 271.
  9. , с. 20.
  10. , с. 99.
  11. , с. 155—159.
  12. , с. 310.

Литература

  • Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
  • Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1986. — Т. 1. — С. 5. — 160 с.
  • Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. — С.-Петербург: Издание Н. Ф. Финдейзена, 1896. — 211 с.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка // История русской музыки. — М. : Музыка, 1988. — Т. 5. — С. 185—283.
  • Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
  • Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.

Ссылки

  • Текст: в Викитеке Логотип Викитеки
  • . Дата обращения: 14 мая 2021. 5 мая 2021 года. (см. раздел «Ночной смотр»)
Источник —

Same as Ночной смотр (Глинка)