Interested Article - Песнь Маргариты (Глинка)

«Песнь Маргариты» романс М. И. Глинки на слова из трагедии « Фауст » И. В. Гёте в переводе Э. Губера . Написан в 1848 году в Варшаве .

История

В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) Глинка вспоминает об обстоятельствах написания романса: «Осенью в сентябре появилась холера в Варшаве. Из предосторожности я не выходил из комнат, тем более, что мимо нашего дома на Рымарской улице ежедневно провожали много похорон. Сидя дома, я принялся за дело, написал романсы: „ Слышу ли голос твой “, слова Лермонтова, „Заздравный кубок“ Пушкина, который посвятил вдове Клико , и „Маргериту“ из „Фауста“ Гёте, переведённый Губером». Глинка упоминает также, что тексты для романсов предложил ему , в то время бывший в Варшаве цензором .

О том же пишет в своих воспоминаниях о Глинке и Дубровский: «Однажды мы вместе читали гётева „Фауста“ и остановились на песне Маргариты: „Meine Ruh' ist hin, / Mein Herz ist schwer“ и т. д. Я намекнул ему, как прекрасно было бы воссоздать эту песню в музыкальных звуках; даже принёс ему на другой день русский перевод Губера (изд. 1838), и превосходная музыка на него была готова через несколько дней» .

Автограф романса не обнаружен . Впервые опубликован М. И. Бернардом в 1848 году (по другим источникам — В. Деноткиным в 1849 или 1850 году).

На этот же текст Гёте писали музыку многие другие композиторы, в том числе русские; наиболее известна « » Шуберта (1814) .

Общая характеристика

Композитор А. Н. Серов в своих «Воспоминаниях о Глинке» даёт подробнейшую характеристику «Песни Маргариты». Замечая, что, прежде всего, сам перевод Губера, положенный в основу романса Глинки, слабо передаёт характер немецкой Гретхен, Серов пишет, что вслед за ним и музыка Глинки носит «чисто славянский характер». По мнению Серова, текст Губера — «хорошие стихи, проникнутые чувством, но именно в чувстве своём крайне мало похожие на безвыходную и лаконически высказанную „тоску“ оригинала». Что касается музыки Глинки, то она, «со своею шопеновскою мягкостью очертаний и расплывчатостью лирического чувства, уводит впечатления ещё дальше от фаустовой Гретхен…». Вместе с тем Серов подчёркивает, что глинковская «Песнь Маргариты» «как отдельная вещь, без отношения к Гёте и к его „Фаусту“, — музыка восхитительная и одно из лучших созданий Глинки вообще» .

Современные исследователи также относят «Песнь Маргариты» к наиболее ярким и проникновенным романсам Глинки. Так, О. Е. Левашёва видит в ней «один из лучших образцов глинкинской декламационной мелодики» . Б. В. Асафьев называет её «одной из выдающихся лирико-драматических пьес Глинки» .

«Песнь Маргариты» написана в духе элегии , однако, по замечанию М. А. Овчинникова , по своему содержанию она шире рамок этого жанра и приближается, скорее, к лирико-психологической арии . Б. В. Асафьев также полагает, что «Песнь Маргариты» трудно назвать романсом в строгом смысле слова, поскольку её выразительность и образность выходят за пределы романсовой камерности . О. Е. Левашёва подчёркивает, что драматический характер экспрессии, присущий «Песне Маргариты», нов и для самого Глинки: характерная для него кантиленность звучания сменяется здесь прерывистостью вокальной линии, создающей впечатление вздохов и сдерживаемых слёз . М. А. Овчинников видит в интонациях «Песни» и особенностях её аккомпанемента родство с традицией Баха ; он особо отмечает, что трагическое звучание мелодии нигде не нарушается «ни неуместной аффектацией, ни броской вокальной колоратурой» .

Исполнители

Известно, что Глинка, обладавший хорошим голосом, нередко сам исполнял свои романсы. «Песнь Маргариты» также входила в его репертуар, о чём свидетельствует в своих воспоминаниях и А. Н. Серов . Серов пишет также, что романс получил популярность благодаря исполнению Д. М. Леоновой , которая разучивала его под руководством самого Глинки .

В числе исполнителей романса были в разные годы А. В. Нежданова , Г. П. Вишневская , В. Н. Левко , Г. А. Ковалёва , Н. П. Рождественская , Е. В. Шумская , М. И. Литвиненко-Вольгемут и др. .

Примечания

  1. , с. 5.
  2. , с. 132.
  3. , с. 261.
  4. , с. 8.
  5. , с. 189.
  6. , с. 482.
  7. , с. 890.
  8. , с. 891—892.
  9. , с. 275.
  10. , с. 42—43.
  11. , с. 255.
  12. , с. 123—134.
  13. , с. 276—277.
  14. , с. 134.
  15. , с. 249.
  16. , с. 42.
  17. , с. 44.
  18. , с. 162—163.
  19. , с. 362.

Литература

  • Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
  • Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1979. — Т. 2. — 160 с.
  • Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Глинка М. И. Комментарии // Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
  • Гордеева Е. М. Глинка-исполнитель // Памяти Глинки. 1857—1957. Исследования и материалы / В. А. Киселёв, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 227—279.
  • Дубровский П. П. Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1955. — 431 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1988. — Т. 2. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
  • Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
  • Попов С. Гёте в русской музыке // . — М. : Жур.-газ. объединение, 1932. — С. 881—908. — 1 062 с.
  • Киселёв В. А. Письма к М. И. Глинке // Памяти Глинки. 1857—1957. Исследования и материалы / В. А. Киселёв, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 463—512.
  • Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. — Л. : Музыка, 1984. — 55 с.
  • Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.

Ссылки

  • (нем.) . Deutsches Textarchiv . Дата обращения: 20 мая 2021. 20 мая 2021 года.
  • . Дата обращения: 20 мая 2021. 5 мая 2021 года. (см. раздел «Песнь Маргариты»)
Источник —

Same as Песнь Маргариты (Глинка)