Interested Article - Не говори, что сердцу больно

«Не говори, что сердцу больно» романс М. И. Глинки на стихотворение Н. Ф. Павлова . Написанный в 1856 году, стал последним романсом композитора.

История

Романс Глинки написан на стихотворение Н. Ф. Павлова, с которым композитор был лично знаком . Сам Глинка писал об этом в письме (от 18 марта 1856 года) своему другу, поэту Нестору Кукольнику : «Павлов на коленях вымолил у меня музыку на слова его сочинения, в них обруган свет, значит и публика, что мне зело по нутру. Вчера я его кончил» . Автору слов Глинка и посвятил свой романс .

Автограф романса сохранился, однако без датировки (которая известна лишь из письма). В том же 1856 году состоялась почти одновременная публикация в Петербурге у В. Деноткина и Ф. Стелловского и в Москве у Ю. Грессера .

Долгое время «Не говори, что сердцу больно» считалось не только последним романсом Глинки, но и вообще последним его произведением (так, Б. В. Асафьев называет этот романс «последним детищем» и «лебединой песней» композитора ). Однако впоследствии творческое наследие композитора, включая черновые записи, было изучено более глубоко . Известно, в частности, что в последний, берлинский период Глинка обратился к изучению классической полифонии и древнерусского музыкального искусства; сохранились написанные им песнопения «Ектения» и «Да исправится молитва моя» .

Общая характеристика

В стихотворении Павлова (написанном в 1853 году) говорится об извечном непонимании между чувствительной, ранимой душой и равнодушным «безбожным» светом . Музыкальную форму, в которую облёк этот текст Глинка, О. Е. Левашёва назвала «драматическим монологом». Так, авторские ремарки — semplice, con espressione («просто, с выражением») и con disprezzo («с презрением») — свидетельствуют об ориентированности на «актёрское», декламационное исполнение .

Вокальную партию обрамляют фортепианные вступление и заключение . С первого же такта вступления определяется характер музыки: печальный, трагичный, безысходный . Вместо более типичной для Глинки репризной формы здесь применена двухчастная развивающаяся композиция, в которой мелодия дробится на отдельные короткие, «рвущиеся» фразы . В них слышатся живые интонации человеческого голоса, причём особенно велика роль пауз, создающих впечатление прерывистости, недосказанности: «… от горьких обид, от душащих слёз дыхания нет, и голос словно не в состоянии доводить музыкальные фразы до их предела» .

Романсом «Не говори, что сердцу больно» Глинка подвёл итог своей многолетней работы в этом жанре. По словам М. А. Овчинникова , «трудно сказать, чего больше в этом последнем романсе Глинки: печали, разочарования, боли или праведного гнева» .

Исполнители

В числе исполнителей романса в разные годы были А. Ф. Ведерников , Г. П. Виноградов , Б. Христов , С. Н. Шапошников , Е. В. Образцова , Ж. Г. Рождественская и др. .

Примечания

  1. , с. 96.
  2. , с. 277.
  3. , с. 127.
  4. , с. 8.
  5. , с. 119.
  6. , с. 3.115.
  7. , с. 300—301.
  8. , с. 254.
  9. , с. 277—278.
  10. , с. 278.
  11. , с. 127—128.
  12. , с. 255.
  13. , с. 128.
  14. , с. 145—146.
  15. , с. 279.

Литература

  • Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. — М. : Музыка, 1979. — 102 с.
  • Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1979. — Т. 2. — 160 с.
  • / В.М. Богданов-Березовский. — М. : Директ-Медиа, 2012. — Т. II. — 356 с.
  • Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1988. — Т. 2. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
  • Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
  • Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
  • Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.

Ссылки

  • Текст: в Викитеке Логотип Викитеки
  • . (см. раздел «Не говори, что сердцу больно»)
Источник —

Same as Не говори, что сердцу больно