Окончил курс в
Санкт-Петербургском коммерческом училище
. Систематического музыкального образования не получил (в 1890—1892 гг. брал уроки композиции у Н. А. Соколова). В 1894 году основал журнал «
Русская музыкальная газета
», главным редактором которого был до 1918 года; выступал в нём также как автор музыкально-критических статей. С 1899 года — член Международного музыкального общества (Берлин)
. Был одним из учредителей Общества друзей музыки в Санкт-Петербурге (1908). Положил начало Музыкально-историческому музею Санкт-Петербургской филармонии (с 1920 зав. Государственным музыкально-историческим музеем). В 1919—1926 годах — профессор Петроградского (Ленинградского) Института археологии (ныне Институт археологии РАН), в котором читал курсы музыкальной археологии и палеографии. В 1922 году он организовал Кабинет музыкальной археологии при Петроградском университете. С 1925 года возглавлял комиссию по изучению народной музыки при
Русском географическом обществе
.
В 1890—1891 годах Финдейзен опубликовал свои первые работы по истории русской музыки. Автор биографий
М. И. Глинки
,
А. С. Даргомыжского
,
А. Н. Серова
,
А. Н. Верстовского
,
Н. А. Римского-Корсакова
и др. Фундаментальный труд Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века» (в двух томах, опубликован в 1928—1929 гг.) поныне считается одним из главных и наиболее достоверных источников по истории русской музыки указанного периода.
Активно занимался популяризацией русской музыки. В 1902—1903 годах он читал популярные лекции по истории русской музыки в
Витебске
,
Полтаве
,
Ставрополе
и
Орле
.
Международное музыкальное общество (
нем.
Internationale Musikgesellschaft
, сокращённо IMG) — первая в истории некоммерческая профессиональная организация, объединявшая музыковедов из разных стран. Была основана в Берлине в 1898 году. Прекратила существование в 1914 году.
от 6 мая 2022 на
Wayback Machine
. СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1909.
Труды
. —
СПб.
, 1890.
Музыкальные очерки и эскизы. — СПб., 1891.
Новые материалы для биографии А. Н. Серова // Ежегодник императорских театров, 1893—94, прил. III.
Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. Кюи. — М., 1894.
Глинка в Испании и записанные им народные испанские напевы. — СПб., 1895.
М. И. Глинка: его жизнь и творческая деятельность. Ч. 1. — СПб., 1896.
Краткий словарь народных музыкальных инструментов в России. — СПб., 1896.
. — СПб.: тип. Н. Финдейзена, 1896. — 270 с., 1 л. факс.
Средневековые мейстерзингеры. — СПб., 1897.
Биография М. И. Глинки 1804—1822 гг. // Ежегодник императорских театров, 1896—97, прил. I.
Каталог нотных рукописей, писем и портретов Глинки, хранящихся в рукописном отделении Императорской публичной библиотеки. — СПб., 1898.
A. H. Верстовский. Его жизнь и музыкальная деятельность // Ежегодник императорских театров, 1897—98, прил. II.
А. Н. Серов. Очерк его жизни и музыкальной деятельности // Ежегодник императорских театров, 1897—98, прил. I—III.
Э. Ф. Направник. Биографический очерк // Ежегодник императорских театров, 1897—98, прил. III.
Michael Iwanowitsch Glinka und seine Oper «Russlan und Ludmilla». — München, 1899.
Die Entwickelung der Tonkunst in Russland in der ersten Hälfte des XIX Jahrhunderts // Sammelbände der Internationalen Musikforschenden Geselleschaft 2 (1900-01). — S. 279—302.
A. H. Серов: его жизнь и музыкальная деятельность. — СПб., 1900; 2-е расширенное изд. — СПб., 1904.
А. С. Даргомыжский: очерк его жизни и музыкальной деятельности. — СПб., 1904.
Русская художественная песня: исторический очерк её развития. — СПб., 1905.
. — Москва; Лейпциг: Изд. П. Юргенсон, 1907. — 105 с.
Н. А. Римский-Корсаков: очерк его жизни и музыкальной деятельности. — СПб., 1908.
. — СПб.; М.: Бессель, 1908. — 55 с.
В. В. Бессель: очерк его музыкально-общественной деятельности. — СПб., 1909.
Рихард Вагнер: его жизнь и музыкальное творчество. Ч. 1-2. — СПб., 1911.
: Сб. ст. / Под ред. Н. Ф. Финдейзена. Ленинград: Комис. по изучению нар. муз. при Этногр. отд. Р. О.Г., 1926. — 51 с.
Петровские канты. —
Л.
, 1927.
Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века:
—
М.
—
Л.
, 1928.
Содерж.
: I. Введение. Предшественники славян; II. Языческая Русь; III. Киевская Русь.
—
М.
—
Л.
, 1928.
Содерж.
: IV. Великий Новгород; V. Скоморошье дело на Руси; VI. Музыка и музыкальные инструменты в русских миниатюрах, лубочных картинах и в толкованиях азбуковников; VII. Обзор старинных русских народных музыкальных инструментов.
—
М.
—
Л.
, 1928.
Содерж.
: VIII. Музыка в древней Москве (XV—XVI вв.); IX. Музыка в монастыре (XVI—XVII вв.). Чаши. Колокольный звон. Духовные действа; X. Музыка в московской придворной жизни XVII в.; XI. Краткий словарь певчих дьяков, композиторов и теоретиков XVI—XVII вв.; XII. Музыка и театр начала XVIII в.
—
М.
—
Л.
, 1928.
Содерж.
: XIII. Музыка и театр в 1730—1740 гг.; XIV. Музыка в придворной жизни при Елизавете Петровне и Екатерине II; XV. Музыка в домашней жизни России второй половины XVIII в.; XVI. Русская роговая музыка.
—
М.
—
Л.
, 1928.
Содерж.
: XVII. Музыка в русской общественной жизни второй половины XVIII в.
—
М.
—
Л.
, 1929.
Содерж.
: XVIII. Музыкальное творчество в России XVIII в.
—
М.
—
Л.
, 1929.
Содерж.
: XIX. Литература по музыке. Нотные издатели и торговцы. Инструментальные мастера и торговцы.
Финдейзен Н. Ф.
Дневники / Вступительная статья, расшифровка рукописи, исследование, комментирование, подготовка к публикации М. Л. Космовской — СПб.: Дмитрий Буланин.:
— 2004. — 430 c.
— 2010. — 392 с.
Литература
Космовская М. Л.
— Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 1997. — 201 с.
Космовская М. Л.
— Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2006. — 305 с.