Бедный, бедный Павел
- 1 year ago
- 0
- 0
«Бедный певец» — романс М. И. Глинки на стихотворение В. А. Жуковского . Написан в 1826 году в родном селе Глинки Новоспасском ; близок к жанру элегии .
В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) Глинка не без иронии вспоминает о том периоде своей жизни, когда создавался романс: «По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепиано. Сентиментальная поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слёз. (Вообще говоря, в молодости я был парень романического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления.) Кажется, что два тоскливых моих романса: „Светит месяц на кладбище“ и „Бедный певец“ (слова Жуковского) — были написаны в это время (весною 1826 года)» .
Впервые романс был опубликован в 1829 году фирмой « Одеон » .
О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал — мечтам конец;
Погибло все, умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира.
Бедный певец!
<...>
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец?
«Бедный певец» — одно из первых вокальных сочинений Глинки . На раннем этапе творческого пути ему были близки поэтика романтизма и такие авторы, как Батюшков , Баратынский , Дельвиг , Жуковский . При этом особенно привлекал его жанр элегии , оказавший влияние не только на Глинку, но и на весь русский лирический романс в целом .
К жанру элегии относится и романс «Бедный певец» . Из стихотворения Жуковского, насчитывающего шесть строф, Глинка частично использовал четвёртую и полностью — пятую . Стихотворение, связанное с раздумьями о судьбе художника в мире и выдержанное в лирически-сентиментальном тоне, у Глинки превратилось в напряжённый драматический монолог, своего рода «прощальную песню» героя .
Романс строится на постепенном развитии образа и нарастании экспрессии, чему соответствует его куплетно-вариационная структура. О. Е. Левашёва обращает внимание на то, как смело и оригинально отразилась в музыке Глинки асимметричность строф Жуковского .
Вокальная партия строится на нисходящих интонациях, традиционно ассоциируемых со вздохами, и достигает кульминации на словах «С обманутой душой я счастья ждал» . Фортепианные вступления и заключения не дублируют основную мелодию, а служат, по выражению М. А. Овчинникова , её «интонационной квинтэссенцией», своего рода прологом и послелогом .
«Бедный певец», безусловно, отличается эмоциональной глубиной и искренностью выраженного в нём чувства, выделяясь среди других романсов Глинки на слова Жуковского, написанных в тот же период . Тем не менее он не достиг уровня другой, написанной годом ранее элегии Глинки, — знаменитого романса « Не искушай » на слова Баратынского — и не обрёл её популярности .
В числе исполнителей романса в разные годы были С. Я. Лемешев , Г. П. Виноградов , К. И. Плужников , С. Н. Шапошников , Г. А. Каменный , Н. Д. Копылов , Г. А. Писаренко , И. Милькявичюте .