Interested Article - Память сердца (Глинка)
- 2020-07-09
- 1
«Память сердца» — романс М. И. Глинки на стихотворение К. Н. Батюшкова . Написан в 1826 году; близок к жанру элегии .
История
«Память сердца» — один из ранних романсов Глинки — был написан в 1826 году в Петербурге. В своих «Записках» сам композитор относит его к 1828 году, однако впоследствии была доказана ошибочность такой датировки .
Автограф романса не сохранился. Первая публикация состоялась три года спустя после написания, в составе «Лирического альбома на 1829 год», выпущенного самим Глинкой и Н. И. Павлищевым . Позднее он был переиздан фирмой « Одеон », а затем — Ф. Т. Стелловским .
Общая характеристика
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной,
И часто прелестью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
На раннем этапе творческого пути Глинке были близки поэтика романтизма и такие авторы, как Батюшков , Баратынский , Дельвиг , Жуковский . При этом особенно привлекал его жанр элегии , оказавший влияние не только на Глинку, но и на весь русский лирический романс в целом .
Романс «Память сердца» также относится к этому жанру. Исследовательница творчества композитора О. Е. Левашёва видит в нём «самую светлую, идиллическую элегию в ряду ранних романсов Глинки» . В его основу легло стихотворение Батюшкова «Мой гений» (1815), однако Глинка дал романсу иное название — по первому стиху. Кроме того, если в стихотворении Батюшкова четыре строфы, то Глинка добавил пятую — репризу первой — и тем самым придал своему романсу законченную симметричную форму .
Основная тема романса — тема воспоминаний о минувшей любви . Однако, по мнению М. А. Овчинникова , романс Глинки по своему характеру отличается от поэтического первоисточника: в нём слышится не столько сожаление о прошлом, сколько упоение воспоминанием о нём и вера в осуществимость надежд и мечтаний лирического героя .
Романсу присущи цельность формы и изящество, даже причудливость, мелодического рисунка . В рамках пятичастной формы нет контрастов или противопоставлений; в них варьируется единая тема и каждая последующая строфа — вариант предыдущей . При этом крайние части представляют собой как бы пролог и эпилог, обрамляющие более динамичную, развёрнутую середину .
Исполнители
В числе исполнителей романса в разные годы были С. Я. Лемешев , Г. П. Виноградов , А. Б. Соловьяненко и др. .
Примечания
- ↑ , с. 77.
- , с. 159.
- , с. 5.
- , с. 154.
- ↑ , с. 159.
- , с. 157—158.
- , с. 157.
- , с. 78.
- , с. 158.
- , с. 161—162.
- , с. 352.
Литература
- Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Глинка М. И. Комментарии // Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Глинка М. От редакции // Романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепьяно). — М. : Музыка, 1986. — Т. 1. — С. 5. — 160 с.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1987. — Т. 1. — 381 с.
- Наволокина И. В. . — М. : Федеральное казённое учреждение Российский государственный архив фонодокументов, 2019. — 314 с.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
- Уханева А. А. . — СПб. : Политехника-сервис, 2015. — Т. 1. — 595 с.
Ссылки
- Текст: в Викитеке
- . Дата обращения: 20 мая 2021. 5 мая 2021 года. (см. раздел «Память сердца»)
- 2020-07-09
- 1