Зачем беспокоиться?
- 1 year ago
- 0
- 0
«Скажи, зачем» — романс М. И. Глинки на слова С. Г. Голицына . Написан в 1827 году.
«Скажи, зачем» — один из ранних романсов Глинки — был написан в 1827 году в Петербурге. В своих «Записках» сам композитор относит его к 1828 году, однако позднее исследователи доказали ошибочность такой датировки .
В «Записках» Глинка также говорит о той роли, которую сыграл в его жизни автор стихотворения С. Г. Голицын — поэт-любитель, меломан, композитор и певец. По словам Глинки, знакомство с ним имело важное влияние на развитие его музыкальных способностей. Кроме того, Голицын писал для Глинки стихи и сам исполнял его произведения .
Автограф романса не был обнаружен. Первая публикация состоялась в составе «Лирического альбома на 1829 год», выпущенного самим Глинкой и Н. И. Павлищевым . Позднее он был перепечатан фирмой « Одеон », а затем — Ф. Т. Стелловским .
Скажи, зачем явилась ты
Очам моим, младая Лила,
И вновь знакомые мечты
Души заснувшей пробудила,
Скажи, зачем? Скажи, зачем?
Над страстию моей шутя,
Зачем с ума меня ты сводишь,
Когда ж любуюсь на тебя,
Ты взор с холодностью отводишь,
Скажи, зачем? Скажи, зачем?
На раннем этапе творческого пути Глинке особенно был близок жанр элегии и поэзия таких авторов, как Батюшков , Баратынский , Дельвиг , Жуковский . Однако романс «Скажи, зачем» написан в ином, не элегическом ключе. Скорее, он представляет собой отголосок иного рода любовной лирики, особенно популярной в XVIII веке, — анакреонтической, эпикурейской .
М. А. Овчинников также отмечает, что за лирической формой романса угадывается шутливая интонация, лукавая «полуулыбка», выражающаяся в нарочитых задержаниях и акцентировках слабых долей. Кроме того, игривый характер стихов отражают хроматизмы в вокальной партии, а также чередование скачков и плавных, распевных эпизодов . В музыке явно слышатся речевые интонации; особенно выразительно звучит интонация вновь и вновь повторяющегося вопроса: «Скажи, зачем?» .
Исследовательница творчества Глинки О. Е. Левашёва , отмечая изящество музыкальной формы раннего романса Глинки, замечает, что второстепенный, любительский поэтический текст стал поводом для создания «маленького шедевра». По её словам, «Даже в сравнении с лучшими, зрелыми романсами Глинки не утратит своей чарующей грации этот „романс-признание“» .
В числе исполнителей романса в разные годы были Ю. А. Гуляев , Г. П. Виноградов , Н. Л. Гуторович , А. Г. Розум , С. Н. Шапошников , Хромченко , А. В. Нежданова , Е. В. Образцова , Н. Л. Дорлиак , Э. Е. Андреева , З. А. Долуханова , Писаренко , Л. Г. Чкония , Н. Д. Шпиллер и др. .