Склад
(
нем.
Tonsatz
или просто
нем.
Satz
,
фр.
écriture
,
англ.
texture
) в
музыке
— принцип сложения голосов или созвучий, реферируемых по их музыкально-логической и технико-композиционной функции.
Содержание
Классификация
Русская музыкальная наука (по следам немецкой традиции), как правило, различает четыре склада:
К этому списку иногда добавляют также
бурдонный
склад (или бурдонную фактуру), занимающий промежуточное положение между монодией и полифонией.
Склад и фактура
В музыковедческой литературе понятие склада часто смешивается с понятием
фактуры
, а в некоторых иноязычных традициях (в частности, англоязычной и испанской) и приравнивается к ней
. В другой (более распространённой) традиции,
склад
и
фактура
соотносятся как категории рода и вида
. Например, аккомпанемент (как функциональный слой) в гомофонном складе может быть выполнен в виде
аккордовой
либо фигурационной (например,
арпеджированной
) фактуры; полифоническая пьеса может быть выдержана в моноритмической («старогомофонной») либо имитационной фактуре и т.п.
Примечания
Например, говорят «аккордовый склад» и «аккордовая фактура». В позднем (незавершённом) труде о музыкальной форме фактуру к складу приравнивает
Ю.Н. Холопов
.
Например, в учении о гармонии Т.С. Бершадской и в
Музыкальном энциклопедическом словаре
(Москва, 1990), где различаются не только «Склад музыкальный» и «Фактура», но даже «Ткань музыкальная».
Литература
Тюлин Ю.Н.
Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. 2 т. Москва, 1976, 1977.
Бершадская Т.С.
Лекции по гармонии. 2-е изд. Ленинград, 1985.
Скребкова-Филатова М.
Фактура в музыке. Москва, 1985.
Холопова В.Н.
Фактура. Москва, 1979.
Холопов Ю.Н.
Введение в музыкальную форму. Москва, 2006 (отдел 6 посвящён фактуре и складу).
Arlt W.
Satzlehre und ästhetische Erfahrung // Musiktheorie an ihren Grenzen: Neue und Alte Musik. Hrsg. v. A.Moths, M.Jans, J.MacKeown, B.Trümpy. Bern: Peter Lang, 2009, S. 47–66.
ISBN 978-3-03910-475-8
Karpinski G.S.
Aural skills acquisition: The development of listening, reading, and performing skills in college-level musicians. Oxford: Oxford University Press, 2011, p.11-13.