Interested Article - Оперная реформа Вагнера

Оперная реформа Вагнера — радикальное переосмысление оперного жанра, инициированное в XIX веке немецким композитором и драматургом Рихардом Вагнером .

Суть оперной реформы

Реформа Вагнера представляет собой углубление принципов, некогда положенных в основу оперной реформы Глюка .

Реформа оперы осуществлялась Вагнером последовательно от оперы к опере. Важнейшие вехи на этом пути — оперы « Летучий голландец », « Тангейзер » (существует несколько редакций оперы), « Лоэнгрин ». Сам Вагнер признавал соответствующими новым оперным формам все свои оперы начиная с «Тангейзера».

Реформируя оперы, Вагнер стремился:

  • к воплощению серьёзного, глобального содержания, переданного через философско-символическое осмысление традиционных сюжетов;
  • к единству музыки и драмы;
  • к непрерывности музыкально-драматического действия.

Результаты реформы:

Центральная идея вагнеровской реформы — синтез искусств. В совместном действии должны слиться музыка, поэзия, театральная игра, сценография. Как и Глюк , Вагнер отводил ведущую роль поэзии, потому сочинение оперы начинал с тщательной и долгой подготовки либретто .

В операх Вагнера музыкальная ткань подана сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым ни ариями , ни сухими речитативами , ни разговорными вставками. Этот музыкальный поток непрерывно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному материалу в неизменном виде. Арии Вагнер заменяет речитативами, дуэты — диалогами, в которых почти не используется традиционное одновременное пение двух персонажей.

Внешняя, событийная сторона в операх Вагнера сводится к минимуму; повествовательное начало преобладает над сценическим действенным.

Громадную роль (в том числе объединяющую) играет оркестр, значение которого очень возрастает. В оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы ( лейтмотивы ), характеризующие образы, состояния, смыслы. Партия оркестра подчиняется принципу сквозного симфонического развития: основные темы разрабатываются, трансформируются, противопоставляются друг другу, меняют облик, полифонически объединяются друг с другом. Любая зрелая опера Вагнера содержит десятки лейтмотивов, которые наделены программным содержанием .

Влияние оперной реформы

Влияние оперной реформы Вагнера в разной степени испытали на себе крупнейшие оперные композиторы XIX - XX веков , в том числе Энгельберт Хумпердинк , Николай Римский-Корсаков , Арриго Бойто , Рихард Штраус , Клод Дебюсси , Арнольд Шёнберг , Альбан Берг .

Дискуссионным остаётся вопрос о влиянии оперной реформы Вагнера на оперное творчество Модеста Мусоргского Борис Годунов », « Хованщина », « Сорочинская ярмарка »), Петра Чайковского Пиковая дама »), Джузеппе Верди Отелло », « Фальстаф »). Принципиально дистанцируясь от Вагнера, они тем не менее пришли в своём оперном творчестве к некоторым схожим результатам (непрерывное музыкально-драматическое развитие, отказ от арий , лейтмотивная техника).

С другой стороны, некоторые поклонники Вагнера среди композиторов почти не испытали влияния его реформаторской деятельности ( Александр Серов , Эдуард Направник ).

Ссылки

Источник —

Same as Оперная реформа Вагнера