Кутаисская классическая гимназия
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́нская класси́ческая шко́ла ( нем. Wiener Klassik — «венская классика») — направление европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн , Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен .
Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции : от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.
Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.
Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественная непринуждённость высказывания.
В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля , окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.
Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.
Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки , Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном , и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.
Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна».
Термин «венские классики» ввёл в употребление австрийский музыковед Р. Г. Кизеветтер в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы [ кто? ] добавили в этот список Бетховена. Англоязычные музыковеды также называют венских классиков представителями «Первой венской школы» .
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.
Англоязычное музыкознание скорее избегает термина «венская классика», предпочитая более широкое понятие «классического» (classical) . Немецкоязычное музыкознание, напротив, активно использует термин «венская классика» (Wiener Klassik), впрочем, консенсуса (подобного тому, который господствовал в позднесоветских учебниках музыки и музыкальных словарях) среди немецких учёных нет. Л. Финшер , например, предлагал ограничить венскую классику сочинениями Гайдна и Моцарта периода 1781—1803 гг. Г. Г. Эггебрехт подкреплял своё длинное определение венской классики, охватывающее Гайдна, Моцарта и Бетховена, многими и детальными анализами их музыки. По мнению К. Дальхауза , правильней говорить о «единой классико-романтической эпохе» (очевидное подтверждение этой идеи Дальхауз видел в эволюции музыки Бетховена и Шуберта ). Т. Георгиадес в своих работах, посвящённых инструментальной музыке XVIII и первых десятилетий XIX вв., причислял к венской классике и Шуберта (особенно его песни и «Неоконченную» симфонию).