Interested Article - Ганслик, Эдуард

Эдуа́рд Га́нслик ( нем. Eduard Hanslick ; 11 сентября 1825 , Прага , — 6 августа 1904 , Баден ) — австрийский музыковед и музыкальный критик .

Биография

Ганслик родился в семье учителя музыки, женившегося на одной из своих учениц, и с юных лет занимался частным образом под руководством Вацлава Томашека . Учился на юридическом факультете факультете Пражского , а затем Венского университета ; на протяжении трёх лет работал юристом в Клагенфурте , однако затем решительно предпочёл карьеру музыкального критика. Дебютировав в этом качестве в 1846 году , он с 1848 года сотрудничал с , затем с 1853 года — с Die Presse и наконец в 1864 1901 годах был музыкальным обозревателем газеты , став одним из наиболее авторитетных критиков Австрии и Европы. Собрание статей Ганслика было издано в 13 томах. Он также читал лекции по теории и истории музыки в Венском университете , c 1861 года был профессором и в конце концов получил докторскую степень honoris causa . Ганслик выступал и с публичными лекциями о музыке во многих городах Австрии, Чехии и Германии .

Творческая деятельность

Ганслик создал собственную теорию эстетики, которую изложил в своём труде «О музыкально-прекрасном» ( нем. Vom Musikalisch-Schönen , первые изданном в Лейпциге в 1854 году . Центральным для его музыкально-эстетической теории стало понятие абсолютной музыки (особенно см. главы 3 и 7 книги). В эстетической концепции Ганслика музыковеды находят немало противоречий, наибольшее сочувствие у музыкантов вызывала его полемика с дилетантизмом, отождествляющим содержание музыки с тем, что под неё «переживается» .

Как музыковед и музыкальный критик Ганслик пропагандировал наследие И. С. Баха и Г. Ф. Генделя ; Л. Бетховена он сравнивал с У. Шекспиром — как художника, с наибольшей полнотой выразившего дух времени . Если молодость Ганслика прошла под знаком увлечения музыкой Рихарда Вагнера , с которым он познакомился в 1845 году , то в дальнейшем он стал убеждённым противником Вагнера и вагнерианства, другом и сподвижником Иоганнеса Брамса . Критической атаке Ганслика подвергались также сочинения Ференца Листа , П. И. Чайковского , Н. А. Римского-Корсакова , Антона Брукнера , Гуго Вольфа .

В России идеи Ганслика разделял и развивал Г. А. Ларош .

Издания на русском языке

  • О прекрасном в музыке. М., 1885

Примечания

  1. Eduard Hanslick // (англ.)
  2. Eduard Hanslick // (англ.)
  3. Ганслик Эдуард // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 1808.
  5. .
  6. Житомирский Д. В. К истории музыкального «классицизма» XX века // Западное искусство. XX век (сборник статей). — М. : «Наука», 1978. — С. 272—273 .

Литература

  • Келдыш Ю. В. Ганслик Э. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1. </
  • Михайлов А. В. Эдуард Ганслик: К истокам его эстетики//Советская музыка. 1990. № 3
  • Михайлов А. В. Эдуард Ганслик и австрийская культурная традиция // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердловск, 1991

Ссылки

  • (электронное факсимиле книги)
  • (текст издания, в дореволюционной орфографии)
Источник —

Same as Ганслик, Эдуард