Мирза Насрулла Хан
- 1 year ago
- 0
- 0
Мирза Мелкум Хан ( перс. میرزا ملکمخان ; титул — Низам од-Доуле ( перс. ناظمالدوله ); 1834 , Новая Джульфа — 1908 , Рим ), имя при рождении Овсеп Мелкумян ( арм. Հովսեփ Մելքումյան ) — иранский просветитель-реформатор, основоположник иранской драматургии, публицист и дипломат. Сторонник иранского масонства ( перс. فراموشخانه ), активный участник Иранской конституционной революции . Будучи сторонником социального дарвинизма желал развития Ирану по принципу смоделированному на ценностях просвещения, а также настаивал на возвращении страны к «персидскому» доисламскому наследию.
Мирза Мелкум Хан родился в 1834 году в Новой Джульфе (район Исфахана , куда были переселены Шахом Абассом армяне Джуги ), в армянской семье . В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж , где с 1843 по 1851 год обучался в армянской школе Самуэля Мурадяна, а затем Политехнической школе . Именно здесь — в Европе — мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, которая, в частности, проявилась и в его масонстве .
По окончании Политехнического колледжа, он вернулся в Персию , где был принят на государственную службу и был назначен драгоманом (дипломатом-переводчиком) в иранское посольство в Стамбуле .
С 1852 года Мелкум Хан пять лет преподавал в политехническом университете ( Дар-уль-Фунун ) в Тегеране . В 1857 году он был отправлен в Париж на дипломатическую службу . В 1856 - 57 в составе иранской делегации в Париже участвовал в заключении мирного договора с Великобританией , положившего конец англо-персидской войне . По возвращении в 1858 году в Иран , составил проект реформ по европейскому образцу, идею о которых пропагандировал в созданном им обществе «Дом забвения». В 1862 году общество по указанию Насреддин-шаха было разгромлено, а Мальком-хан арестован и выслан из страны. Чуть позже он вернулся в страну и получил пост советника при иранском после Мирзе Гусейн-хане Сипахсаларе в Стамбуле , там же в 1861 году Мирза Мальком-хан издал три сатирические пьесы на социально-политическую тему: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Таким образом издав эти пьесы Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его работы предназначались больше для чтения и в театрах никогда не ставились .
Осознавая несоответствие арабского алфавита звуковой системе иранских языков (включая персидский ), Мальком-хан с 1863 года начинает увлеченно работать над проектом реформы персидско-арабской письменности . В частности, он добивался хотя бы минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Считая реформу алфавита — двигателем прогресса Мальком-хан говорил :
Я бился, над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике
Однако нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства Проект реформатора так и не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг.
Часто Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета каджарской династии в Иране , при этом в своих произведениях он не развил её.
Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения. Он изображает иранское крестьянство, в пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком-хан пытается раскрыть тему народа, которая находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи При этом его отношение к народу было двойственным: он подчеркивал своё уважение к народу, но в то же время считал что тот не созрел для участия в управлении государства и законодательной деятельности.
В 1871 году Мирза Гусейн-хан Сипахсалар, ставший главой иранского правительства, назначает Мальком-хана своим советником. В конце 70-х и в 80-х годов XIX века являлся дипломатическим представителем Ирана в различных европейских странах. В 1889 году Мальком-хан был отстранён от государственной службы, однако спустя несколько месяцев был назначен посланником в Рим .
С 1890 года проживал в Лондоне , где свыше 3-х лет издавал газету «Канун» («Закон»; вышло 42 номера), сыгравшую заметную роль в развитии обществ, мысли в Иране . Газета нелегально доставлялась в Иран и, несмотря на преследования властями её читателей, получала распространение. В статьях, опубликованных на страницах газеты, а также в литературно-критических и политических трактатах Мальком-хан выступал за установление конституционного строя в Иране , требовал проведения реформ, направленных на преодоление экономической и культурной отсталости страны. Идеи Мальком-хана, так же как и простой и ясный язык его произведений, оказали большое влияние на развитие новой персидской, публицистики и литературы.
В 1898 году снова назначен посланником в Рим , ему пожалован титул «Низам од-Доуле». Посланником в Италии Мальком-хан пребывал вплоть до своей смерти в 1908 году.
Весьма возможным является, что его изучение французского языка имело последствием также и чтение произведений классиков эпохи Просвещения XVIII в лице Вольтера , Монтескьё , Руссо , Дидро и др. писателей. Общая их черта — рационализм , критически рассматривающий вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой же эпохи были более обеспокоены разрешением насущных вопросов религиозно-морального аспекта, что наделило его таким самобытным религиозным видением, которое он счел наиболее приемлемым и привлекательным для себя в данный момент истории человечества и в данном окружении. Также имеются сведения, что он был некоторым образом связан с масонством; многие иранцы в начале сего столетия имели весьма неясное представление о масонстве, полагая, что оно является заменой религии и выход за её рамки. Возможно, он сталкивался с масонством, находясь в Британской Индии, посещая Ложи .
Из трех опубликованных пьес Мальком-хана наиболее типичной и интересной является первая комедия, озаглавленная «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана» . В этой пьесе драматург обличает всю правительственную систему Ирана. Губернатора Арабистана вызывают в столицу для представления отчета о денежных сборах с населения. Чтобы предварительно расположить к себе всю придворную клику, Ашраф-хан велит рано утром следующего дня доставить «три тысячи золотых в трех мешках—подарок его величеству. Тысячу золотых и лошадей «Таус» и «Тарлан» с четырьмя слугами и шестью вьюками из привезенных подарков — премьер-министру. Пятьсот червонцев, рабыню и два вьюка — финансовому контролеру мирзе Таррар-хану» .
Мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, что проявилось, например, в его «масонстве» ….С 1863 года Мальком-хан с особым увлечением начинает работать над проектом реформы арабской письменности, по поводу чего неоднократно, и при встречах и в письмах, советовался с М.-Ф. Ахундовым , который также придавал значение этой реформе и с увлечением содействовал её разработке. Проект не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегчённой графики издал несколько книг, в том числе «Гюлистан» Саади. Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения
В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где окончил армянскую школу, а затем Политехнический колледж.
В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули-мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в теарах никогда не ставились).
Мальком-хан, в частности, добивался минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Но и эти незначительные нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства. "Я бился, — писал Мирза Мальком-хан, — над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике
Зачастую Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета в Иране, но в своих произведениях он не развил её.
В своей пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком- хан пытается изобразить иранское крестьянство. Тема народа, только намеченная в творчестве вышеназванных просветителей, находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи (1837/8 — 1910).
Отношение его к народу было двойственным: с одной стороны, он подчеркивал своё уважение к народу, а с другой — не считал его созревшим для участия в управлении государства и законодательной деятельности.